Казахстан: прогнозные ожидания на период до 2025 года

Номер 4 - ЦА. Заемная западня

Казахстану, находящемуся на пересечении геополитических интересов крупнейших мировых центров силы, остаться «над схваткой» можно лишь благодаря виртуозной политике.

Александр Агеев, Ануар Байшуаков, Борис Куроедов
Казахстан: прогнозные ожидания на период до 2025 года

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №4-2007, стр. 30-41

Агеев Александр Иванович – д.э.н, проф., генеральный директор Института экономических стратегий, президент Академии прогнозирования – российского отделения Международной Академии исследований будущего.

Байшуаков Ануар Булатович – генеральный директор Института экономических стратегий – Центральная Азия.

Куроедов Борис Витальевич – директор Центра прогнозного имитационного моделирования ИНЭС.

В конце октября 2007 г. в Алматы на VII Глобальном стратегическом форуме Международной лигой стратегического управления, оценки и учета (МЛСУ) и Международной академией исследований будущего (МАИБ) были обнародованы результаты исследования глобального рейтинга интегральной мощи 50 ведущих стран мира (1).

Результат Казахстана – 17-е место в рейтинге – превзошел самые смелые ожидания и вызвал легкий шок у присутствовавших на алматинской сессии форума представителей казахского бизнеса и прессы. Еще более смелым выглядел прогноз, в соответствии с которым к 2025 г. Казахстан может занять в глобальном рейтинге 12-е место.

Справедливости ради следует отметить, что опубликованный рейтинг имеет ряд ограничений. В частности, стремясь обеспечить представительство наиболее значимых стран из всех регионов мира и всех бывших республик СССР, авторы доклада ограничили количество европейских стран. Это частично компенсировалось тем, что их потенциал учитывался в рамках ЕС, который оценивался как самостоятельный субъект и в глобальном рейтинге занял 2-е место после США.

Ограничения коснулись и ряда достаточно развитых стран Азии – они не попали в данный рейтинг, но будут в следующем рейтинге 100 ведущих стран мира.

Однако даже с учетом оговорок Казахстан оказывается в третьей десятке стран по интегральной государственной мощи, что нельзя не признать сенсационным результатом.
Более того, Казахстан вместе с Таиландом и Вьетнамом составил тройку наиболее динамично развивающихся государств в период до 2025 года.

К сожалению, рамки статьи не позволяют даже вкратце представить суть методологии многофакторного анализа, применяемой в проекте "Стратегическая матрица". Ее краткое изложение содержится в ряде работ (2). На рис. 1 представлен перечень девяти основных факторов и раскрываются некоторые частные параметры оценки интегрального показателя мощи государств.

Рисунок 1. Основные факторы «Стратегической матрицы»

Обратимся к некоторым итогам прогнозного исследования по факторам стратегической матрицы Казахстана на период до 2025 г.

Пути развития Казахстана в ходе моделирования прогнозной стратегической ситуации были сведены к четырем основным стратегиям:

1. Евроазиатская интеграция – тесная интеграция со странами постсоветского пространства через институты ЕЭП, ОДКБ и их производные.

2. Гибкий баланс – построение системы взаимодействий со всеми основными центрами силы (Китаем, Россией, США, ЕС), оказывающими влияние на формирование обстановки в Средней Азии.

3. Вхождение в сферу влияния Китая.

4. Евроатлантический выбор. Все эти стратегии будут реализовываться в рамках глобальных сценариев развития (3), краткое содержание которых сводится к следующему.

Сценарий жесткой глобализации основывается на предположении, что основные центры экономической мощи евроатлантического сообщества (США и ЕС), обеспечивая интересы крупнейших транснациональных корпораций, будут выступать единым фронтом в процессе трансформации системы международных отношений и мировой экономической системы.

Сценарий умеренной глобализации предполагает, что евроатлантическое сообщество сохранит лидирующие позиции в системе международных отношений. При этом, производя внутреннюю перестройку, оно будет не в состоянии столь же сплоченно, как в случае построения однополярного мира, противодействовать становлению других (незападных) экономических и военно-политических центров.

Сценарий возрастания роли регионов основывается на допущении, что главным при трансформации системы международных отношений станет формирование конкурирующих между собой торгово-экономических зон. Евроазиатское пространство в рамках данного сценария либо сформирует собственную торгово-экономическую зону, либо окажется в буферной зоне открытой экспансии со стороны региональных группировок.

Сценарий "Хаос" по сути объединяет в себе несколько сценариев катастрофического развития, которое может быть спровоцировано различными факторами (террор, природные катаклизмы, крупномасштабный военный конфликт).

В настоящее время экспертное предпочтение отдается сценарию умеренной глобализации.

Характерно, что стратегия "евроазиатского выбора" РК может быть наиболее успешно реализована в рамках сценариев "умеренная глобализация" и "позитивная регионализация". Для этих сценариев, а также сценария негативной регионализации возможна реализация стратегий гибкого баланса и вхождения Казахстана в сферу влияния КНР. Стратегия "евроатлантического выбора" наиболее вероятна в рамках реализации общемирового сценария "жесткой глобализации", но может быть реализована и при всех других рассматриваемых сценариях.

Исходя из этого, перспективы развития Казахстана в соответствии с ключевыми факторами стратегической матрицы будут определяться следующим.

Государственное управление. Сегодня Республика Казахстан является одним из сильнейших в экономическом отношении государств на постсоветском пространстве. Это обусловлено многими факторами, но важнейшим из них является наличие на территории страны богатых месторождений природных ископаемых. Это ведет к конкуренции в Казахстане экономических интересов крупнейших мировых центров – США, ЕС, Китая и России.

Несмотря на столь пристальный интерес к Казахстану и региону в целом со стороны мировых центров силы, ему удается обеспечивать внутриполитическую стабильность, не рассорившись ни с одним из внешних игроков.

Текущая оценка фактора "управление" – 5,6 ед. (по 10-балльной шкале).

Прогноз развития Казахстана для сценария "умеренная глобализация" по параметру "государственное управление" представлен в табл. 1 и равен 6 ед.

Таблица 1. Прогноз реализации функции «управление» при сценарии «умеренная глобализация», 2025 г.

В целом диапазон прогнозных оценок качества управления варьирует для Казахстана от 3,5 ед. ("вхождение в сферу влияния Китая") до 8 ед. ("евроазиатская интеграция"). Для стратегии "евроатлантический выбор" значение ожидаемого состояния фактора "управление" составило ед., для стратегии "гибкий курс" – 6 ед.

В случае усиления отдельных текущих тенденций внутриполитической обстановки в Центральной Азии территориальное развитие республики может иметь разные направления. Если активизируются интеграционные процессы на постсоветском пространстве, возможно создание союза (например, по типу ЕС) с Россией и другими государствами СНГ. В этом направлении уже сделаны определенные шаги: объединение ОЦАС и ЕврАзЭС в единую структуру.

При других сценариях наиболее вероятным является сохранение нынешних пределов Казахстана. В то же время, несмотря на определенную стабилизацию обстановки, Казахстан как часть Центральной Азии останется в зоне высокой неустойчивости, обусловленной стремлением ведущих мировых центров силы увеличить влияние в регионе. В настоящее время территориальный статус Казахстана оценивается на уровне 4,9 ед. (2717,3 тыс. кв. км – 10-е место в мире).

В целом для варианта "евроазиатской интеграции" рассматривается возможность достижения уровня 9 ед. за счет фактического объединения территорий стран – участниц этого союза.

Уровень 4,9 ед. достигается и для сценария "умеренная глобализация".

Стратегически важными природными ресурсами для Казахстана останутся нефть и газ, возможность экспорта которых может придать экономике страны определенную стабильность. Следует ожидать также интенсификации разработки месторождений редких и драгоценных металлов, что наряду с достаточным количеством угля в республике создает предпосылки для дальнейшего развития металлургии и тяжелой промышленности. В целом, по оценкам ряда экспертов, Казахстан занимает 5-е место в мире по обеспеченности природными ресурсами. Оценка по фактору "природные ресурсы" – 5,1 ед. Крайне благоприятный фон для прорывного развития страны положительно сказывается на оценке текущего и прогнозного значений интегрального показателя ее мощи.

Освоение природных ресурсов выдвигает на первый план проблему охраны природы. Огромное значение для республики имеет также рациональное использование водных ресурсов.

Загрязнение рек, неразумное использование потенциала рек и озер, изменение гидрологического режима рек в результате хозяйственной деятельности человека привели к изменению других компонентов природы. Пустыни и полупустыни республики занимают 167 млн га. Орошение позволяет использовать их в качестве пастбищ.
Для варианта стратегии "евроазиатская интеграция" уровень значений параметра "природные ресурсы" – 5,7 ед. (подразумевается возможность частичного решения проблем обеспечения Казахстана пресной водой и строгий государственный контроль над природными ресурсами).

Для варианта стратегии "гибкий баланс" оценка снижается до 5,1 ед. (также при достаточно сильном национальном контроле над недропользованием и соблюдением экологических норм).

Для сценария "вхождение в сферу влияния Китая" – 4,9 ед. Китай в течение ближайших десятилетий продолжит использование экстенсивных технологий. Отличительной чертой его развития на современном этапе является пренебрежение экологическими нормами, особенно на чужой территории. Национальный контроль над недропользованием будет ослаблен.
Для варианта стратегии "евроатлантический выбор" – 4,2 ед. (реальный контроль над недрами у ТНК, внимание к экологическим проблемам ослаблено).
Для сценария "умеренная глобализация" рассматривается оценка в 5,1 ед. (табл. 2).

Таблица 2. Прогноз реализации функции «природные ресурсы» при сценарии «умеренная глобализация», 2025 г.

Стабильный экономический рост, относительно благоприятная экологическая обстановка и возрождение национальных репродуктивных традиций – залог сохранения положительной динамики роста численности населения Казахстана на период до 2025 г. В настоящее время численность населения Казахстана составляет 15,3 млн человек – 62-е место в мире и 1 ед. (группа стран с населением менее 30 млн человек) по шкале фактора "население".

По данным Бюро по переписи населения Министерства торговли США, численность населения Казахстана в 2025 г. может составить 18,6 млн человек, а к 2050 г. – 20,4 млн человек, то есть с большой долей вероятности сохранится положительная динамика (4). Прирост населения может быть значительно больше в случае миграции извне, что наиболее вероятно при развитии страны по прокитайскому сценарию. Так, отдельные китайские специалисты рассматривают возможность миграции на территорию Казахстана до 20 млн человек к 2040 г., что превысит ожидаемую численность всех прочих этнических групп, проживающих в Казахстане (5).

Если динамика развития экономики страны будет отрицательной (при активизации националистических, радикальных мусульманских движений или спровоцированного ими вооруженного конфликта, что наиболее вероятно в случае реализации четвертого сценария), миграционные процессы будут иметь обратную направленность, однако это маловероятно.

Таким образом, оценки по фактору "население" для различных вариантов стратегического выбора не выйдут за пределы 1 ед., а для варианта "вхождение в сферу влияния Китая" оценка составит 1,9 ед.

Сценарий "умеренная глобализация" также предполагает, что численность населения Казахстана к 2025 г. останется в рамках 1 ед.

Экономика. В Казахстане есть условия для успешного развития внешнеэкономических связей: политическая стабильность, большие природные богатства, неплохо развитая промышленность, достаточно квалифицированная рабочая сила, относительно благоприятное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ.

По прогнозам, экономика страны будет продолжать расти ускоренными темпами, однако она все еще зависит от колебаний мировых цен на сырье и недостаточно диверсифицирована. В связи с этим долгосрочные экономические перспективы выглядят проблематичными.

Перед республикой стоит цель сменить приоритеты экономического развития, уменьшив долю добывающей промышленности в пользу высокотехнологичного производства и сектора услуг. Казахстан добился некоторого успеха в создании венчурных фондов для вливания денежных средств в инновационный сектор, но говорить о смене экономического уклада преждевременно.

Казахстанская система образования неконкурентоспособна и остро нуждается в реформах.

В целом интересы экономического развития требуют:

  • обеспечить устойчивый рост экономики Казахстана;
  • сформировать предпосылки развития существующих и создания новых инновационных отраслей, постепенного изменения структуры казахстанского экспорта в пользу высокотехнологичного сектора;
  • сохранить и развить существующие рынки сбыта сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, обеспечить продвижение на новые рынки, прежде всего в АТР, на Ближнем и Среднем Востоке;
  • способствовать развитию экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС, построению единого экономического пространства, созданию предпосылок введения единой валюты;
  • существенно улучшить транспортную инфраструктуру для обеспечения экспортных поставок и развития национальной экономики.

Текущая оценка экономического развития Казахстана осуществлялась на основании статистических данных об уровне ВВП по паритету покупательной способности, который составляет 143,4 млрд долл., или 1,4 ед. для данного фактора (56-е место в мире).

При варианте стратегии "евроазиатская интеграция" ожидается повышение востребованности казахстанской экономики за счет построения устойчивого рынка стран – членов ЕврАзЭС и усиления позиций Союза на международных рынках, а также усиление показателя экологичности экономики. В силу этого в период до 2025 г. можно ждать подъема экономики Казахстана до уровня 2,5 ед. (наиболее благоприятный вариант).

При "гибком курсе" для решения вопросов экологического развития, кардинального изменения структурных показателей торговли собственно национального потенциала может оказаться недостаточно. В силу этого темпы роста ВВП на душу населения также окажутся ниже. Общая оценка по показателю "экономика" будет на уровне 2 ед.

Анализ истории китайского промышленного подъема свидетельствует о пренебрежении экологическими нормативами. Следует ожидать, что в случае вхождения Казахстана в сферу влияния КНР, его развитие также будет мало ориентировано на поддержание удовлетворительного экологического баланса. Кроме того, мощная китайская экономика в состоянии "проглотить" практически полностью сырьевой потенциал Казахстана. Моноориентированная на Китай сырьевая экономика не в состоянии будет обеспечить сбалансированную структуру торговых связей. Китай вряд ли будет заинтересован в развитии промышленных отраслей глубокой переработки и высокотехнологичных производств на территории Казахстана. Прогноз для этого варианта – фиксация развития экономики на уровне 1,5 ед. Зависимость экономики от сырьевого сектора является причиной появления закрытых самодостаточных холдингов, ориентированных лишь на продажу сырья на внешних рынках. При этом в стране нет достаточных возможностей для развития высокотехнологичных секторов. Относительно успешно развивается лишь сфера услуг и промышленность, обслуживающая добычу полезных ископаемых. Подобная ситуация может сложиться в случае реализации в Казахстане стратегии "евроатлантический выбор". Ожидаемый уровень развития экономики – 1,8 ед.

Оптимальным направлением развития экономики u1050 Казахстана представляется постепенное расширение отраслевой структуры производства, формирование собственной ниши с преобладанием отдельных наукоемких отраслей или специализированного производства (например, химической промышленности). Это наиболее вероятно в случае развития республики в соответствии со стратегиями "евроазиатская интеграция" и "гибкий баланс".

Таким образом, экономическое развитие Казахстана вероятнее всего будет характеризоваться, с одной стороны, сохранением тесных связей с государствами постсоветского пространства, прежде всего с Россией, а с другой – стремлением к расширению круга торговых партнеров, привлечению иностранных инвестиций. В условиях укрепления ЕЭП или Евразийского союза Казахстан может стать системообразующим элементом объединения, сопоставимым по мощи и влиянию с другими центрами военнополитического и экономического влияния в современном мире.

Для сценария "умеренная глобализация" значение показателя "экономика" оценивается на уровне 2 ед.

Культура и религия. Дальнейшее развитие культуры Казахстана является залогом прогресса в экономической и политической областях. К такому выводу пришли как эксперты МЛСУ, МАИБ и ИНЭС, так и ведущие ученые, культурологи и политологи Казахстана (6). В целях дальнейшего развития культуры в Казахстане предполагается провести целый комплекс масштабных мероприятий, предусмотренных в частности Программой Республики Казахстан "Культурное наследие". Она нацелена на создание действенных механизмов сохранения и развития культурного наследия Казахстана; улучшение материально-технической базы научно-исследовательских и культурных учреждений, занимающихся охраной и восстановлением памятников древности; повышение образовательного и культурного уровня населения; воспитание подрастающего поколения в духе общемировых ценностей и идеалов.

Оценка актуального развития фактора "культура и религия" для Казахстана составляет 3 ед.

Представляется, что оптимальным развитие республики по параметру "культура и религия" будет в случае реализации стратегий "евроазиатский выбор" и "гибкий баланс". Именно в рамках этих стратегий возможно "мирное" сосуществование различных конфессий и духовных течений. Экспертные оценки по развитию данного параметра по обоим сценариям во многом совпали и составили 4,0 ед.

В рамках стратегии "евроатлантический выбор" значение показателя "культура и религия" для Казахстана сохранится на уровне 3,5 ед. – с одной стороны, на фоне глобализации неизбежен активный культурный обмен, а с другой стороны может возникнуть угроза культурной самобытности народов Казахстана. Кроме того, "западный" уклон в культурном развитии будет способствовать укреплению позиций радикальных религиозных группировок, что ухудшит условия межконфессионального взаимодействия.
При выборе стратегии "вхождение в сферу влияния Китая" в силу значительного расхождения культурных традиций двух стран ожидается снижение уровня до 2,5 ед.
В рамках сценария "умеренная глобализация" ожидание по фактору "культура и религия" составит 4 ед. (табл. 3).

Таблица 3. Прогноз реализации функции «культура и религия» при сценарии «умеренная глобализация», 2025 г.

Развитие науки и образования находится под постоянным контролем руководства Республики Казахстан.

В качестве стратегических целей в этой области определены следующие.

1. Реализация достижений науки и новых технологий как ключевого экономического и политического ресурса государства в постиндустриальную эпоху.
2. Создание единого цикла "образование – наука – наукоемкое производство". Обеспечение стабильного функционирования этого саморегулирующегося цикла в условиях рынка.
3. Достижение базовой научнотехнологической безопасности и самообеспеченности государства за счет интенсивного развития науки по приоритетным направлениям.

В качестве долгосрочных приоритетов выделены:

  • достижение конкурентоспособности за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях;
  • привлечение прямых инвестиций в сферу наукоемких производств; переход от крупных научно-организационных форм к мобильным и гибким исследовательским группам;
  • переход к ориентации НИОКР на заказчика;
  • преодоление инерционности сложившейся научно-технической сферы;
  • предотвращение угрозы потери внутреннего рынка для отечественных технологий;
  • завоевание специфической ниши на мировом рынке наукоемких технологий;
  • оптимизация структуры и повышение качества подготовки кадров по приоритетным отраслям науки и технологий;
  • развитие мехатроники и других ключевых и экологически ориентированных технологий пятого и шестого технологических укладов.

На данном этапе осуществляется Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005- 2010 гг., целью которой провозглашена модернизация национальной системы многоуровневого образования.

В целом текущее состояние фактора "наука и образование" оценивается на уровне 3,8 ед. (верхний уровень региональной державы). Он также вполне достаточен для реализации наметившихся амбиций по поводу регионального лидерства в наукоемких отраслях производства.

Значения параметра "наука и образование" для основных вариантов будут иметь следующий вид. Для варианта "евроазиатский выбор" – 5 ед., то есть приближение к верхнему уровню "великой державы" (предполагается восстановление тесных кооперационных связей научных центров государств – членов ЕврАзЭС, качественный скачок в использовании информационных технологий и образовании). В случае реализации стратегии "гибкий курс" – 4,5 ед., что предполагает достижение пограничного уровня между "великой" и "региональной" державой за счет высоких стандартов образования, однако комплексность и масштабы научных разработок достаточно скромные. При варианте "вхождение в сферу влияния Китая" значение показателя "наука и образование" оценивается в 4 ед. – верхний уровень "региональной державы" (относительно невысокие стандарты образования, средний уровень научных разработок). В случае реализации сценария "евроатлантический выбор" – 4,4 ед., то есть достижение пограничного уровня между "великой" и "региональной" державой за счет качественного роста в использовании информационных технологий при средних показателях развития науки и образования в целом.
Для сценария "умеренная глобализация" имеется возможность достижения уровня в 4,5 ед. (табл. 4).

Таблица 4. Прогноз реализации функции «наука и образование» при сценарии «умеренная глобализация», 2025 г.

Дальнейшее развитие вооруженных сил Казахстана необходимо при любом сценарии геополитической ориентации. Прогноз развития ВС практически не отличается для различных сценариев, так как этот фактор в значительной степени будет зависеть от ресурсных ограничений. В целом ожидается незначительный рост военного потенциала РК – с 2,1 ед. в настоящее время до 2,8 ед. до 2025 г. (табл. 5).

Таблица 5. Прогноз реализации функции «армия» при сценарии «умеренная глобализация», 2025 г.

Лишь для стратегии "евроазиатская интеграция" рассматривается рост военных возможностей Казахстана до 3,5 ед. за счет построения интегрированной системы обороны в Центральной Азии в рамках ОДКБ.

Следует ожидать перевода ВС на добровольный принцип комплектования. Изменения в структуре, боевом составе и численности ВС будут нацелены на качественное улучшение их оперативных и боевых возможностей. По своей совокупной мощи ВС республики могут рассматриваться как одни из сильнейших в регионе, хотя они абсолютно несопоставимы ни с ВС КНР, ни с ВС России.

Дальнейшее развитие получит программа "Партнерство ради мира". Вероятнее всего, Казахстан останется членом Организации Договора о коллективной безопасности. Прочные двусторонние отношения с Россией позволят провести реформу ВС Казахстана, что повысит статус ВС РК в рамках ОДКБ и ШОС.

Казахстан будет и впредь опираться на помощь России в обучении своих военнослужащих и в то же время участвовать в программах НАТО и получать в рамках этих программ финансовую поддержку.

Армия Казахстана сохранит ориентацию на российские системы вооружений, хотя будет получать небольшие партии вооружений и военной техники в рамках международных программ военного сотрудничества с Китаем и странами НАТО. Из крупных возможных проектов по перевооружению армии следует выделить инициативу модернизации системы ПВО.

Основные задачи обеспечения интересов национальной безопасности РК в оборонной сфере в долгосрочной перспективе:

  • предотвращение использования военной силы для разрешения конфликтных ситуаций в регионе как на межгосударственном уровне, так и во внутриполитических конфликтах;
  • недопущение внешнего военного вмешательства в дела региона;
  • исключение возможности использования ядерного и других видов ОМП против Казахстана и в Центральной Азии.

Основные проблемы в обеспечении оборонной безопасности Казахстана:

  • ограниченные возможности национальных ВС в сфере поддержания устойчивого баланса сил в регионе;
  • наличие нерешенных территориальных проблем (раздел Каспийского моря);
  • деятельность радикальных исламских группировок и зарубежных подрывных центров, направленная на дестабилизацию военно-политической обстановки в Центральной Азии;
  • наличие в относительной близости от границ региона районов военно-политической нестабильности (Средний Восток), а также районов распространения ядерного оружия (Южная Азия, Ближний и Средний Восток);
  • соседство со странами – членами ядерного клуба (Россия, КНР).

Возможные пути обеспечения оборонной безопасности Казахстана:

  • сохранение баланса сил в регионе за счет совершенствования механизмов вовлечения ОДКБ в процесс поддержания стабильности;
  • формирование единой системы ПВО стран – участниц ОДКБ;
  • принятие национальных программ развития ВС, их оснащение более совершенными ВВТ;
  • поддержание режима гарантий обеспечения безопасности РК со стороны ядерных держав в соответствии с лиссабонскими договоренностями.

Внешняя политика. Географически Казахстан расположен между двумя крупными державами – Россией и Китаем. И Россия, и Китай настроены против распространения западного (в первую очередь американского) влияния в регионе (7). Иначе говоря, внешняя политика Казахстана и впредь будет состоять в балансировании между тремя державами – США, которые в центральноазиатской политике во многом опираются на содействие ЕС, Россией и Китаем, с которыми Казахстан связан стратегическими, экономическими и политическими интересами.

В целом во внешнеполитической сфере интересы национальной безопасности Казахстана в концентрированном виде сводятся:

  • к обеспечению условий процветания экономики Казахстана, включающих:
    -равноправное вхождение в систему мировой и региональной экономики через механизмы ВТО, ЕврАзЭС и др.;
    -формирование благоприятной обстановки для региональной и мировой торговли;
    -расширение торговых контактов со странами АТР, Европы, Ближнего и Среднего Востока и др.;
  • поддержанию стабильности в Центральной Азии, которая базируется на:
    – предотвращении возникновения и эскалации вооруженных конфликтов в регионе и вблизи его границ;
    – организации международного сотрудничества в борьбе с транснациональными угрозами (международные преступность, терроризм, наркомафия);
  • сохранению независимости и территориальной целостности Казахстана, повышению его роли и влияния в системе международных отношений через:
    – формирование добрососедских отношений с крупнейшими державами Евразии – Россией и Китаем, а также с государствами Центральной Азии;
    -поддержание партнерских отношений с другими мировыми геополитическими центрами – ЕС и США;
    -активное членство в различных глобальных и региональных организациях (ООН, ШОС, ОДКБ и др.).

Основными проблемами в обеспечении внешнеполитических интересов РК являются:

  • обострение соперничества между глобальными и региональными центрами силы за доминирование в регионе;
  • сохранение высокого военно-политического напряжения в Центральной Азии, особенно на ее южных рубежах;
  • близость к региону основных источников транснациональных угроз, проистекающих из:
    – распространения ядерного оружия (Южная Азия, Ближний и Средний Восток);
    – производства и транспортировки наркотиков (Афганистан и Центральная Азия);
    – деятельности международных преступных группировок в регионе;
    – активизации экстремистских и террористических группировок.

Наиболее реальными путями предотвращения угроз во внешнеполитической сфере являются:

  • стабилизация обстановки в регионе через активизацию деятельности региональных организаций (ОДКБ, ШОС);
  • совместно с другими странами – участницами ОДКБ усиление пограничного режима на рубежах региона с целью предотвращения распространения наркотиков и деятельности международных преступных и террористических группировок;
  • содействие режиму предотвращения распространения ядерного оружия с использованием возможностей различных международных организаций (ООН, МАГАТЭ и др.);
  • поддержание партнерских отношений с внерегиональными глобальными центрами силы (США, ЕС, НАТО).

Текущая оценка внешнеполитического статуса Казахстана – 4 ед.

Рассматривая варианты реализации различных внешнеполитических стратегий, эксперты МЛСУ, МАИБ и ИНЭС определили значение показателя внешней политики для варианта "евроазиатская интеграция" в 8,5 ед., что соответствует среднему уровню "сверхдержавы". Столь высокая оценка формируется на основании того, что в случае успешного евроазиатского проекта Казахстан выступает не как отдельно взятое государство с относительно скромными национальными возможностями, а как системный элемент крупного регионального объединения, сопоставимого по мощи и влиянию с крупнейшими центрами силы XXI века.

При реализации стратегии "гибкий курс" предполагается, что значение фактора "внешняя политика" будет на достаточно высоком уровне – 7 ед. Такая оценка основана на том, что, находясь на пересечении геополитических интересов крупнейших мировых центров силы, остаться "над схваткой" можно лишь благодаря виртуозной политике. Скорее всего, проведение политики "гибкого курса" возможно только на относительно короткой исторической дистанции – и рано или поздно развитие государства потребует сделать выбор в пользу одной из трех стратегий.

Евроатлантический выбор вряд ли является прагматичным для построения внешней политики Казахстана. Оценка фактора "внешняя политика" для данной стратегии составляет ед., поскольку ее реализация, несомненно, повлечет ухудшение отношений с Россией и Китаем и, вполне вероятно, дестабилизацию внутри- и внешнеполитической обстановки. Вместе с тем в случае ужесточения политики глобализации при доминировании евроатлантического сообщества такая стратегия может оказаться вынужденной.

Наиболее сильная отрицательная динамика возможна в случае реализации сценария "вхождение в сферу влияния Китая", ожидаемое значение фактора "внешняя политика" – 3 ед.

Реализация сценария "умеренная глобализация" для фактора "внешняя политика" оценивается экспертами на уровне 6,5 ед. (табл. 6)

Таблица 6. Прогноз реализации функции «внешняя политика» при сценарии «умеренная глобализация», 2025 г.

Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что значение интегрального показателя мощи (ИПМ) для Казахстана в настоящее время составило 3,4 ед.

Диапазон оценок ИПМ – от 3,2 ("вхождение в сферу влияния Китая") до 5,2 ед. ("евроазиатская интеграция"). Стратегия "евроатлантический выбор" дает значение ИПМ, равное 3,4 ед., стратегия "гибкий курс" – 4,1 ед. Последняя по значению интегрального показателя мощи и конфигурации "Стратегической матрицы" (рис. 2) практически совпадает со сценарием "умеренная глобализация".

Рисунок 2. Стратегическая матрица реализации основных стратегий развития Казахстана в XXI в.

Необходимо отметить, что реальное развитие Казахстана может содержать черты двух и более стратегий в рамках двух или более сценариев. В то же время использование сценарного метода позволяет очертить варианты возможных изменений, в том числе в привязке стратегий страны к глобальным сценариям развития.

Таким образом, во внешнеполитической стратегии Казахстана пока преобладает тенденция к обеспечению самостоятельного развития одновременно с интеграцией в мировое сообщество. В большей степени это соотносится с обозначенной выше стратегией "гибкого баланса".

Вместе с тем ослабление государственной власти в странах Центральной Азии, как показывает опыт Кыргызстана, будет использоваться внешними силами с целью изменения геополитической конфигурации региона. Поэтому достаточно успешная стратегия развития страны на основе гибкого курса таит в себе опасность быстрой потери устойчивости в условиях ослабления государственного управления, особенно если обострится борьба внешних сил за влияние в регионе.

Рассматривая недостатки и преимущества прочих возможных стратегий, предпочтение отдано модели "евроазиатской интеграции", которая, по их мнению, в состоянии обеспечить ключевые интересы развития казахстанского общества во всех сферах. К тому же, выступая в качестве системообразующего элемента евроазиатского пространства, Казахстан в состоянии добиться существенного приращения своей мощи по основным факторам стратегической матрицы при условии объединения внешнеполитических усилий и построения интегрированной оборонной сферы.

Тесное сотрудничество Казахстана с США и НАТО (вариант "евроатлантическая ориентация") может в обозримой перспективе привести к вступлению страны в Североатлантический альянс, что усложнит ее отношения и с Россией, и с Китаем. Это может стать пусковым механизмом дестабилизации обстановки в стране. К тому же однозначная экономическая привязка Казахстана к ЕС, а тем более к США, представляется достаточно искусственной и потому не дающей серьезных стимулов для экономического развития страны.
В свою очередь прокитайская ориентация Казахстана при ее кажущейся естественности в силу географической близости и высокой динамики развития экономики Китая таит абсолютно очевидные опасности, например растворение национальной самобытности Казахстана в силу экономической и демографической мощи восточного соседа, чья культура издревле отличалась высоким потенциалом ассимиляции входящих с ней в тесный контакт народов.

Итоговая "Стратегическая матрица" сценариев прогнозных ожиданий и текущего состояния представлена на рис. 2.

Примечания
1. Глобальный рейтинг интегральной мощи 50 ведущих стран мира. Доклад к обсуждению. – М.: МЛСУ, МАИБ, ИНЭС, 2007.
2. Агеев А.И., Куроедов Б.В., Мэтьюз Р., Сандаров О.В. Методология стратегической матрицы: ИНЭС, 2004; Агеев А.И., Байшуаков А.Б., Куроедов Б.В. Стратегическая матрица Казахстана: ретроспектива, современность, сценарии будущего развития. М.: ИНЭС; ИНЭС – Центральная Азия, 2006. http://www.russtrategy.ru/rates/50countiesrating
3. См.: Кузык Б.Н., Агеев А.И., Доброчеев О.В., Куроедов Б.В., Мясоедов Б.А.. Россия в пространстве и времени (история будущего).М.: ИНЭС, 2004.
4. The World Almanac and Book of Facts 1999 // New Jersey: A PRIMEDIA Reference Inc. 1999. – P.863.
5. Chang F.K. "China’s Central Asian Power and Problems" // Orbis. Vol.41. No.3. – Summer, 1997.
6. www.inform.kz; www.kazinform.org.
7. Cornell S. Geopolitics and Strategic Alignments in the Caucasus and Central Asia // Perceptions, June-Aug. 1999. – Vol.4. No.2. – P.100125.

Следить за новостями ИНЭС: