Испытание кризисом | Институт экономических стратегий

Испытание кризисом

Номер 5-6. Россия, вперед?

Материал представляет собой анализ процессов мировой экономики последних 100 лет в контексте экономической ситуации сегодняшнего дня.

Владимир Большаков
Испытание кризисом

"Экономические стратегии", №05-06-2009, стр. 30-37

Большаков Владимир Ильич – заведующий кафедрой основ гражданственности Российской академии живописи, ваяния и зодчества, д.ф.н., профессор.

Финансовые центры мира

Чрезмерное материальное благополучие одной страны может быть достигнуто либо непосредственно за счет других, менее развитых стран, либо опосредованно – за счет группы стран путем ухудшения экологических условий в каком-то регионе или на всей планете. Сложилась парадоксальная ситуация – основные природные и людские ресурсы сосредоточены в слаборазвитых (развивающихся) странах, а уровень жизни наиболее высок в других странах, называемых развитыми. Причем имеется тенденция к увеличению разрыва между средними уровнями жизни в этих странах. Три четверти населения планеты в развивающихся странах, производя большую часть энергоносителей, способствуют чрезмерному росту материального благосостояния населения развитых стран и существенно меньшему росту – в собственной стране.

Надо сказать, что в истории отечественной и мировой экономической мысли исключительное внимание уделялось роли, месту, степени и механизмам влияния государства на рыночные регуляторные механизмы. За последние 200 лет сформировались две альтернативные школы, наметились два экономических подхода.

Первый связан с началом промышленной революции в Англии и ассоциируется с именем основоположника экономической науки, чьи труды представляют собой одну из вершин общественной мысли XVIII в. – Адама Смита, а также его последователя Давида Риккардо. В дальнейшем этот подход получил название "фри трейд" (free trade). Суть его состоит в утверждении, что экономический рыночный механизм, обеспечивающий преимущественное распространение товаров с применением более совершенных технологий, самостоятельно отрегулирует поток инвестиций в оптимальных, с точки зрения потребностей общества, размерах и гарантирует приток капитала, необходимого для дальнейшего развития технического прогресса.

Смит был глубоко убежден, что важнейшим условием богатства страны является принцип laissez faire, т.е. свобода хозяйственной деятельности. Чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем лучше для хозяйственного развития. Госрегулирование целесообразно только в тех случаях, когда свобода угрожает общественному благу.

Противоположный подход был развит в трудах немецкого экономиста Фридриха Листа. Первоначально он был изложен в работе "Национальная система политической экономии", опубликованной в 1841 г. Изучив опыт стран, в короткий срок достигших экономического процветания, Лист пришел к выводу о том, что нельзя автоматически переносить их опыт, не учитывая различий в экономических условиях, национальных особенностях, политической ситуации внутри и вне страны. Он считал, что государство обязано целенаправленно поддерживать наиболее важные в стратегическом отношении отрасли экономики. Это позволило Листу создать одну из классических программ достижения экономической независимости нации, на основе которой канцлером Отто Бисмарком была возрождена Германия.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. великая островная империя – Великобритания – являлась сверхдержавой. В то время англичане любили говорить, что в границах империи никогда не заходит солнце, а каждый четвертый человек на планете говорит на английском языке.

В 1821 г., вскоре после разгрома Наполеона Бонапарта, Британская империя создала свою валюту – фунт стерлингов, конвертируемый в золото. Более 100 лет фунт был мировой валютой. После Первой мировой войны начался закат великой островной империи, а Вторая мировая война буквально взорвала мировую валютно-кредитную систему.
В последней четверти XIX в. и в начале XX в. в экономике США не раз начиналась финансовая паника, вызванная дискуссиями в деловых кругах США о регуляторе финансовой деятельности в стране. В итоге в 1913 г. Законом о федеральном резерве была создана Федеральная резервная система (ФРС) – система частных и государственных банков, выполняющая роль центрального банка Соединенных Штатов Америки.

Независимость эмиссионного центра от правительства США объяснялась тогда стремлением обеспечить баланс между налогоплательщиками и правительством, а также исторически сложившейся в США банковской системой и желанием предотвратить возможность использования денежной эмиссии в краткосрочных интересах правительства США (например, для покрытия дефицита бюджета).

Капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности. Банки – члены ФРС – это наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США. В этом плане США отличаются от тех стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нем (Бельгия, Япония).

Великая депрессия

Одним из самых трудных испытаний, вынудивших экономистов внести коррективы в свои теоретические модели, стал мировой экономический кризис 1929 г.
День 29 октября 1929 г. вошел в историю как "черный вторник". В этот день акции упали в общей сложности на 10 млрд долл., что означало резкое уменьшение количества кредитных денег. Падение цен на акции продолжалось целую неделю. Начавшись в промышленности и кредитной системе, кризис охватил все другие отрасли хозяйства: строительство, транспорт, торговлю. Согласно официальной статистике, за годы кризиса потерпело крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и миллионы вкладчиков.

Великая депрессия имеет две важнейшие особенности:
1. Кризис был всеобщим, т.е. во-первых, охватил все капиталистические страны, а во-вторых, все основные сферы и отрасли хозяйства.
2. Кризис был синхронным. Он наиболее глубоко поразил США и Германию, в меньшей степени Францию и еще меньше Великобританию, в частности потому, что там не было такого послевоенного бума и процветания, как в других странах.

Очень сильно эта депрессия поразила аграрные и аграрно-индустриальные страны Центральной и Юго-Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

В итоге началась торговая и валютная война, что вылилось в протекционизм. В 1931-1932 гг. 76 стран повысили таможенные пошлины и ввели импортные квоты. Под нож пошли датские коровы, американские свиньи, в океан выливали молоко, 11 млн мешков бразильского кофе израсходовали на покрытие дорог и растопку – и все это для того, чтобы поддержать уровень цен.

На президентских выборах в ноябре 1932 г. Франклин Рузвельт одержал победу благодаря обещаниям вывести страну из кризиса и реализовать в целях оздоровления экономики "новый курс". Рузвельт ни в коей мере не собирался преобразовать экономический строй США и изменить систему экономических отношений. Наоборот, вся его деятельность была направлена на восстановление и укрепление этой системы.

В результате принятых мер американская экономика к 1937 г. почти достигла уровня 1929 г., понизилась доля безработных, увеличился реальный валовой национальный продукт. Прекрасный оратор, Рузвельт постоянно выступал по радио, объясняя народу смысл государственной политики. Его выступления впоследствии получили известность как "радиобеседы у камина". Но, несмотря на очевидные успехи, экономическая политика Рузвельта оценивается весьма неоднозначно. Сторонники свободной конкуренции ее безудержно ругают за нарушение принципов свободного предпринимательства. Защитники же идеи регулируемого капитализма безоглядно хвалят и критикуют президента лишь за то, что он действовал недостаточно решительно.

Бреттон-Вудская валютно-кредитная система

В июле 1944 г., когда Вторая мировая война близилась к концу, в курортном местечке Бреттон-Вуд, расположенном на восточном побережье США, состоялось совещание представителей 45 стран, поддерживавших антигитлеровскую коалицию. На этом совещании было подписано знаменитое Бреттон-Вудское соглашение и учрежден Международный валютный фонд (МВФ).

Согласно уставу МВФ, каждая страна-участница должна декларировать свой денежный паритет в золоте или в долларах США: таким образом, все мировые валюты оказались привязаны к доллару. Надо сказать, что после Второй мировой войны лишь одна страна – США – обладала золотым запасом, достаточным для того, чтобы обеспечить конвертацию в золото своей валюты.

Традиционно ключевая валюта обязана пользоваться таким же доверием, как и золото, иметь фиксированный курс и быть стабильной. Но, чтобы это правило соблюдалось, выпуск ключевой валюты должен коррелировать с уровнем золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты может подорвать ее обратимость в золото и доверие к ней.

Вполне естественно, что эта система предоставляет целый ряд привилегий стране – эмитенту ключевой валюты. При помощи печатного станка США не только регулируют свой собственный дефицит, но и увеличивают свою промышленную мощь и экономическую власть над миром. Подобная система способствует увеличению международной денежной массы и в силу этого является источником инфляции или, по крайней мере, допускает инфляцию.

В итоге с начала 1960 г. общая сумма заграничных авуаров в долларах, удерживаемая центральными банками стран – участниц Бреттон-Вудского соглашения, а также центральными банками стран, не входящих в это соглашение, превзошла весь золотой запас США. Таким образом, возникла финансовая дисгармония: одна страна, валюта которой является ключевой, может иметь дефицит внешнего баланса, в то время как другие страны не могут иметь дефицита и в случае его появления обязаны срочно принимать меры для восстановления равновесия (сокращение импорта, расходов, капиталовложений за границей, борьба с инфляцией и т.д.).

Чтобы избавиться от долларового диктата и военно-политического давления США, Франция, руководимая генералом Шарлем де Голлем, в 1965 г. отказалась от своих обязательств и произвела тотальный обмен долларовых авуаров на золото. Противодействие политическому и экономическому господству США выразилось и в том, что Франция вышла из военной организации НАТО, а в июне 1967 г. – из золотого пула стран – участниц МВФ, обеспечивающих стабильность доллара как международной валюты.

Вынужденная девальвация фунта стерлингов в ноябре того же года только увеличила недоверие к доллару и вызвала цепочку последствий в финансовом мире.

Эта агония длилась до августа 1971 г., когда фиксированная цена на золото была отменена и валюты перестали обмениваться на золото по фиксированному курсу. В мире росло беспокойство по поводу обратимости долларов в золото – в частности, Бундесбанк обменял часть своих долларов на золото. Американский золотой запас стремительно сокращался и достиг уровня, который ФРС считала предельным – 10 млрд долл. В результате 15 августа 1971 г. президент Ричард Никсон объявил о проведении ряда организационно-финансовых мер, в частности о временной отмене конвертации доллара в золото. Это временное запрещение так и не было отменено.

Итак, 15 августа 1971 г. впервые в мировой истории был декларирован валютный стандарт, полностью лишенный обязательств в золоте. Провозглашение долларового стандарта устранило последние барьеры на пути к установлению однополярного мирового порядка, т.е. к мировому господству США. Если раньше 20 крупнейших частных банков США, как обладатели ключевой валюты, должны были соотносить эмиссию с наличием запасов драгоценного металла, то теперь такая необходимость отпала.
Действительно, США, осуществляя бесконтрольную эмиссию, выбрасывали на внешний рынок необходимое количество долларов, получая за это необходимое количество товаров и услуг. Иными словами, Соединенные Штаты приобретали товары и услуги в долг, выдавая вместо долговых обязательств кредитные билеты американского казначейства – доллары. При этом внешнеторговый долг США обладал удивительными особенностями: он был беспроцентным, и его величина ежегодно сокращалась на величину инфляции. Именно по этой причине инфляция в XX столетии стала наиболее устойчивым явлением мировой экономики.

Следовательно, став владельцем ключевой валюты, США пытались решить свои внутренние проблемы, а также достигнуть внешнеполитических целей за счет эмиссии ключевой валюты. При этом они руководствовались не объективными экономическими критериями, а основной целью американской внешней политики – установлением мирового господства.

С 1971 г., когда была отменена привязка доллара к золотому содержанию, доллары стали печататься в неограниченных количествах. Покупательная способность доллара обеспечивалась не только ВВП США (как это происходит в каждой стране), но и, как оказалось на практике, ВВП стран всего мира. Более того, те государства, экономики которых стали обеспечивать силу доллара, никогда не имели и не имеют возможности контролировать объем его эмиссии. Не имеет такой возможности и правительство США.

Подобным правом обладает только Федеральная резервная система США – частная организация, принадлежащая 20 частным банкам.
С 1971 по 2008 г. объем долларовой массы вырос в десятки раз, во много раз превзойдя реальный объем товарной массы в мире. Такое положение дел было исключительно выгодно, во-первых, владельцам ФРС и, во-вторых, США как государству, которое в течение последних 38 лет живет не по средствам, т.е. в значительной мере за счет остального мира.

В настоящее время внешний долг США более чем в два раза превысил национальный бюджет. Дальнейшая бесконтрольная эмиссия доллара неизбежно приведет к краху всей валютно-кредитной системы, построенной на долларовом стандарте.

Следует отметить, что Федеральная резервная система является очень умно выстроенной, гигантской по объемам и размаху, но все-таки финансовой пирамидой. Эта пирамида принесла своим создателям баснословные прибыли, но сохранять ее становится все труднее, все чаще предполагается перейти к новой финансовой схеме зарабатывания денег, к новым Бреттон-Вудским соглашениям.

Переход к новой мировой системе без отказа от предыдущей мировой валюты – доллара – невозможен. В мире нет столько товаров и реальных активов, сколько напечатано долларов. Суммарная масса выпущенных в обращение долларов раз в десять больше, чем суммарная стоимость реальных активов. Нет ни одного варианта развития событий, при котором США смогли бы отказаться от дефолтирования доллара. Поэтому дефолт и отказ от доллара рано или поздно неизбежен. Именно поэтому все информационные, политические и финансовые ресурсы Запада сегодня оказались направленными на то, чтобы создать видимость его укрепления. Вопрос в том, как произойдет дефолт. Это глобальное мировое событие очень опасно, в том числе и для российской экономики.

Обязанности России как члена МВФ

Надо сказать, что СССР в свое время принял участие в Бреттон-Вудской конференции. Однако впоследствии в связи с холодной войной между Востоком и Западом он не ратифицировал соглашение по МВФ. По той же причине в 1950-1960-е гг. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Современная Россия стала членом МВФ в июне 1992 г., страны СНГ и Балтии вступили в него на несколько месяцев позже. В настоящее время в МВФ входят 182 страны.

Сегодня Россия является частью мировой финансово-экономической системы, и, чтобы анализировать последствия тех или иных мировых финансовых катаклизмов, надо кратко изложить требования МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию и другие бывшие республики СССР обязательство выполнять требования, зафиксированные в соглашении по МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

Во-первых, в соответствии со статьей VIII Устава МВФ обязанностью стран – членов этой организации является устранение по истечении "переходного периода" валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, с июля 1992 г. Россия установила единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной "корзине" и является плавающим, т.е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам торгов на ММВБ.

В-третьих, непременным условием членства России и других бывших советских республик в МВФ является информационная открытость. Страны – члены МВФ должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. Помимо этого они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Другое требование МВФ – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение государственного кредитования. В расширении кредитов Центрального банка РФ МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. Еще одно требование МВФ – приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. Помимо собственно приватизации есть ряд условий, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов:

  • всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
  • усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
  • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;
  • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
  • укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг; обеспечение иностранным инвесторам равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

Мировой финансовый кризис

В результате современного кризиса в США, так же как и в годы Великой депрессии, первым рухнул фондовый рынок; у металлургических, автомобильных, строительных, химических и других компаний возникли огромные проблемы с реализацией продукции. Банки, и не только американские, стали первой мишенью.

Например, наши российские частные банки, облегчая себе жизнь, не особенно любили кредитовать реальный производственный сектор. Им гораздо интереснее было играть на фондовом рынке деньгами клиентов. В России виртуальный фондовый рынок последние годы рос стремительно, а тут неожиданно за один день он упал на треть. В переводе на обычный язык это означает, что банки потеряли треть клиентских денег из тех, которыми они играли на рынке. В результате у банков образовались огромные дыры в балансах, они не могут давать кредиты, т.к. нет денег.

Это действительно очень напоминает то, с чего начинался кризис 1929 г., только сегодня процессы протекают в глобальном масштабе. Чтобы понять, какими для России могут быть последствия современного мирового финансового кризиса, надо извлечь уроки из событий 1998 г. Тогда это был не досадный сбой, вызванный внешними обстоятельствами (финансовым кризисом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, падением цен на нефть и т.п.), а естественное завершение периода увлечения политикой free trade, псевдолиберальных экономических реформ 1992-1998 гг., закономерное крушение долговой экономики.

Тогда кульминацией стали события 17 августа 1998 г. Последующий анализ показал не просто неэффективность и рассогласованность действий основных звеньев государственной власти, безответственность ряда высокопоставленных чиновников, но и бесперспективность всей экономической стратегии того времени.

Все это стало результатом недальновидной экономической политики 1990-х гг., когда из-за крайне скудных поступлений в казну бюджет сводился с постоянным дефицитом. Для покрытия этого дефицита использовались ГКО (государственные кредитные обязательства) и кредиты МВФ, которые кроме прочего шли на поддержание курса рубля. Однако в конце 1997 г. мировые цены на нефть рухнули до 10-12 долл. за баррель, из-за чего стало невозможно выплачивать даже проценты по текущим долгам МВФ. ГКО же превратились в классическую финансовую пирамиду, когда за счет последующих выпусков гасились предыдущие обязательства. В результате 17 августа 1998 г.

Правительство призналось, что больше не в состоянии платить по своим долгам и поддерживать прежний курс рубля. Хотя надо признать, что тогда масла в огонь добавил новый виток кризиса в Азии (Япония, Индонезия) в мае 1998 г. и синхронное с ним падение цен на нефть, никель, алюминий.

Понятие "экономического суверенитета" не есть абстракция и химера. Россия, как огромная, относительно замкнутая историческая и территориальная общность, в принципе не может отказаться от финансовых границ, от собственной системы экономических оценок, поскольку, как показал опыт последних лет, неоправданно быстрый по историческим меркам переход на мировые цены разрушает единство социально-экономического, энергетического и транспортного пространства страны.

Общественное сознание сегодня воспринимает заморские "чудодейственные рецепты" весьма критично. Крайне завышенный уровень властных и потребительских ожиданий российской элиты, сложившийся в 1992-1998 гг. и основанный на бесконтрольности высших чиновников и банкиров, эйфория "выхода в свет" (Гарвард, Давос и т.п.) сменилась сегодня трезвым пониманием своего места в мире. Тем самым у России появился шанс выработать экономическую стратегию, отвечающую собственным интересам и реалиям.

Случайно это или нет, но в годовщину российского дефолта имело место резкое обострение российско-американских отношений из-за грузинско-осетинского конфликта. И сразу как по мановению злого волшебника на мировых финансовых рынках разразился сильнейший шторм. С рынка американской ипотеки кризис перекинулся на все мировые финансовые площадки. Это отразилось и на российском рынке акций.

В этой связи возникают очень неприятные ассоциации: ведь российский дефолт 1998 г. случился вслед за крушением азиатских фондовых рынков. Как показывают социологические исследования, многие жители России сегодня живут в ожидании нового дефолта. Но экономисты уверяют, что угрозы дефолта по образцу 1998 г., когда государство признало себя банкротом, в сегодняшней России не существует. Мы живем в абсолютно другой, устойчивой экономике, и нынешние заверения власти об экономических успехах России – не вымысел.

Сейчас действительно ситуация в корне иная. Что бы ни говорили о негативных сторонах сырьевой направленности российской экономики, именно высокие цены на "черное золото" пока остаются фундаментом ее благополучия. Благодаря им Россия досрочно отдала большую часть внешних долгов, и ей не нужно брать новые. Бюджет уже который год является профицитным, "на черный вторник" накоплен Стабфонд. Резервы нашего Центробанка сейчас третьи по величине в мире. Поэтому положение России и российской экономики всецело зависит от (адекватных) действий нынешней власти.

Вызов глобализации и ответ России

В политическом плане мир может незаметно скатиться от божественного права через Вестфальскую систему, постулирующую равенство суверенитетов, к откровенному диктату одной страны или военного блока под маской глобализации.

Вестфальский мирный договор был заключен в 1648 г. по завершении Тридцатилетней войны. Он закрепил границы в Европе по крайней мере на 100 лет и установил "правовой порядок" – равный суверенитет присоединившихся к нему государств. Этот европейский правопорядок, который существует уже более 300 лет, впоследствии был закреплен в ряде международных документов. Однако недавние события в Югославии, Афганистане и Ираке явно свидетельствуют об отказе от Вестфальской системы равного суверенитета. Совершенно очевидно стремление США поставить себя выше остальных стран, причем иногда это делается в обход решений ООН.

Когда-то президент США, перефразируя Цицерона, сказал, что СССР – это империя зла. Он, вероятно, имел в виду господствовавшую в СССР идеологическую догму, которая была направлена против человеческого естества, против воли Божьей и священных прав человека. Но можно с не меньшей уверенностью утверждать, что империя зла – это США. После Второй мировой войны Соединенные Штаты создали виртуальную систему долларового могущества и заставляют весь цивилизованный мир подчиняться долларовому диктату. В результате сегодня ситуация в мире крайне неравновесна, и если исходить из системного взгляда на глобальные социально-экономические процессы, то следует признать, что причиной такой неравновесности являются сами США. Эта страна потребляет почти половину всех энергетических мировых ресурсов и производит столько же мировых отходов. Подобный дисбаланс, от которого особенно остро страдают развивающиеся страны и Россия, не может долго сохраняться, даже при наличии современной военно-финансовой дубинки НАТО и США. Рано или поздно нынешняя неравновесная система либо погибнет в результате мировой катастрофы, либо будет изменена цивилизованным способом усилиями других мировых центров.

Перестройка в СССР позволила сделать очередную дозу ресурсных вливаний во чрево США, чтобы еще на какое-то время поддержать мировое системное неравновесие. Таким образом, мировой системный кризис, который неминуемо разразился бы лет 20 назад, произошел только сейчас. Ресурсов разрушенного СССР оказалось достаточно, чтобы отсрочить его примерно на 20 лет.

В ответ на разрушение в Нью-Йорке зданий Всемирного торгового центра и гибель под их руинами нескольких тысяч человек США начали широкомасштабную военную операцию против ими же выпестованного фантома, вина которого, впрочем, совершенно не доказана. Были нанесены массированные удары по Афганистану, эта операция названа "Возмездие". На самом же деле, исходя из анализа мировой социально-политической системы, возмездием уместнее было бы назвать те акции, которые имели место в США. Т.е. правильнее было бы исходить из того, что США – не субъект, осуществляющий возмездие, а объект, который вполне может подвергнуться актам возмездия.

Надо признать, что США стали объектом нападения столь хорошо организованной международной силы, что даже высказываются предположения о ее божественной, а точнее – дьявольской природе. Хотя можно сказать, что это не что иное как реакция мира на системное неравновесие, которое существует в сегодняшней мировой социально-политической и финансово-экономической системе.

Однако было бы странно, если бы американская администрация не воспользовалась этой трагедией в своих интересах. Ясно, что администрации Буша нужен был какой-то жупел. Даже если бы взрывов не было, США нашли бы какой-то другой предлог, который позволил бы им "поиграть военными бицепсами". Теперь, когда из бывшего СССР, а потом из России были выкачаны все ресурсы, дополнительные источники поддержания паразитизма США может дать только крупномасштабная война.

Почему Римская империя вела войны на протяжении всей своей истории? Да потому что только война позволяет поддерживать столь вопиющую социальную поляризацию, какая существовала в Древнем Риме. Сегодня мы должны задаться вопросом не о том, насколько успешно будет осуществляться акция "Возмездие", которую организовали США, а о том, каких еще трагедий следует ожидать в самих Соединенных Штатах. Можно себе представить, что произойдет в США, если вдруг взорвется та "социальная бомба" под названием "самоопределение наций", которую они заложили под здание СССР, и начнут самоопределяться негры и латиноамериканцы, евреи и англосаксы, украинцы и арабы.

Исходя из сказанного выше, ответ на вопрос "что делать?" очевиден: России надо защищать свои национальные интересы. Во всех глобальных катаклизмах прошлого наша страна оказывалась тем последним рубежом, который не могла преодолеть деструктивная сила, вскормленная Западом. Сегодня для России очень важно не оказаться опять в той же роли, потому что на этот раз наша победа может стать пирровой. России угрожают две реальные опасности. Первая – оказаться на переднем крае борьбы двух цивилизаций. Неоднократно высказывалось мнение, что вступление РФ в блок НАТО или подписание соглашения о военном сотрудничестве с НАТО в борьбе против мирового терроризма выдвинет ее на передовую линию противостояния цивилизаций. Та цивилизация, которую мы называем общемировой, на самом деле является романо-германской, или западной. Ее духовная основа – протестантизм, который, в отличие от христианского аскетизма, освятил успех в умножении капитала и стал двигателем развития капитализма.

В этом смысле мы можем утверждать, что сегодняшняя война есть война арабо-персидской исламской и западноевропейской протестантской цивилизаций. И очень важно, чтобы Россия или, говоря шире, восточноевропейская цивилизация не оказалась топливом в пламени этой войны. А для того, чтобы этого не случилось, надо в условиях противостояния США и ислама налаживать диалог восточноевропейской или русской православной цивилизации с исламской в самых широких областях: культуре, образовании, экономике, туризме, науке. Вторая опасность – принять на свои плечи бремя финансового гнета США. Мы должны, играя на дипломатическом поле, не позволить утянуть себя в пропасть в случае краха финансовой пирамиды в США. В то же время нам необходимо укреплять политические и финансово-экономические отношения с другими мировыми центрами, такими как Китай, Индия, Япония, государства Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Латинской Америки. Мы не можем оказаться атлантами, держащими небо, благодаря которым беззаботно живет такая процветающая паразитарная супердержава, как США.

ПЭС 9131/22.04.2009

Следить за новостями ИНЭС: