Инвестиции: крупная рыба в прозрачной воде

Номер 3. Капитал в бегах

Страховая компания «НАСТА», предоставляющая полный спектр страховых услуг как организациям, так и гражданам, входит, по данным рейтингового агентства «Эксперт», в десятку лидеров на конкурентном рынке страхования. Гарри Делба, президент ООО «Страховая компания “НАСТА”», в интервью «ЭС» подводит итоги деятельности компании за последние годы и делится планами на ближайшее будущее, оценивая при этом основные тенденции, господствующие на отечественном страховом пространстве.

Гарри ДЕЛБА
Инвестиции: крупная рыба в прозрачной воде

"Экономические стратегии", №3-2006, стр. 84-85

Страховая компания НАСТА, предоставляющая полный спектр страховых услуг как организациям, так и гражданам, входит, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", в десятку лидеров на конкурентном рынке страхования. Гарри Делба, президент "НАСТА", в интервью "ЭС" подводит итоги деятельности компании за последние годы и делится планами на ближайшее будущее, оценивая при этом основные тенденции, господствующие на отечественном страховом пространстве.

Как Вы оцениваете присутствие страховой компании НАСТА в российском страховом пространстве?

НАСТА традиционно имеет сильные позиции по рыночным видам страхования. Компания входит в десятку лидеров по таким видам страхования, как добровольное автострахование, в том числе и физических лиц, ОСАГО, страхование имущества физических лиц и страхование выезжающих за рубеж. Объем сборов НАСТА по страхованию иному, чем страхование жизни, за 2005 г. составил 4,4 млрд руб. – 15-е место в рейтинге РБК. Это на 35% больше, чем в 2004 г., что говорит о динамичном росте компании, превышающем рост страхового рынка в целом. По добровольным видам страхования НАСТА собрала 3,2 млрд руб. По обязательным – 1,2 млрд руб., что соответствует 9-й позиции в рейтинге РБК. За последний год мы не только улучшили количественные показатели, но и повысили качество бизнеса: рейтинговое агентство "Эксперт РА" повысило рейтинг НАСТА до уровня "А+".

Каким для Вашей компании был 2005 г.? Что из намеченного сделать удалось, а что – нет?

В 2005 г. перед нашей компанией стояло две задачи: обеспечить серьезный, выше среднерыночного темп роста бизнеса и улучшить качество страхового портфеля, и в обоих направлениях мы достигли успеха. В среднем рынок в прошлом году вырос на 25-27%, а темп роста НАСТА составил порядка 35%. Основным направлением, на котором были сосредоточены усилия руководства компании в 2005 г., являлось развитие розничных продаж в Москве и регионах. Чтобы обеспечить полноценную поддержку розничных продаж, мы значительно улучшили систему сервисного обслуживания розничных клиентов. На территории Московского региона создана разветвленная сеть офисов продаж и урегулирования убытков, режим работы которых ориентирован на нужды розничных клиентов. Собственная служба аварийных комиссаров НАСТА претерпела качественные изменения и в настоящий момент по оперативности реагирования и техническому оснащению не имеет аналогов на российском страховом рынке. Вся маркетинговая политика компании была направлена на повышение узнаваемости бренда НАСТА среди потенциальных клиентов на территории РФ.

Каковы основные положения стратегии дальнейшего развития НАСТА?

Основной задачей прошлого периода было активное развитие компании с точки зрения роста объемов продаж и присутствия на рынке. Теперь в жизни компании наступил новый этап, когда экстенсивное развитие уже не является приоритетной целью. Сейчас для НАСТА главной установкой стал прибыльный рост. Если ранее компания была готова к захвату любых сегментов рынка при условии, что в целом ее финансовый результат не будет отрицательным, то теперь ее интересуют преимущественно рентабельные виды страхования. Мы сосредоточились на наиболее прибыльных сегментах рынка и для этого готовы сократить продуктовый ряд, сконцентрировать все усилия на обеспечении роста только в тех видах страхования, которые являются рентабельными и массовыми или могут быть выведены на нормальный уровень рентабельности в ближайшей перспективе. Кроме того, в течение прошлого периода у НАСТА не было четкой установки на целенаправленное развитие какого-либо конкурентного преимущества: компания искала свою уникальную нишу на рынке. Сейчас главный вектор развития НАСТА – оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Это значит, что мы нацелены на создание у любого клиента ощущения, что он получает качественную услугу того уровня, за который он заплатил.

Каковы основные тенденции развития российской страховой отрасли в 2005 г.? Какова Ваша оценка деятельности Федеральной службы страхового надзора?

В последнее время существенно возросла роль регулятора рынка – Федеральной службы страхового надзора РФ. Страхнадзор продолжил борьбу с компаниями, предлагающими "сервисное" страхование жизни и другие виды нерисковых схем. Результатом принятых в борьбе с "зарплатными" схемами мер стало сокращение сборов по страхованию жизни с 2003 г. почти в 6 раз. Вместе с тем рынок реального страхования жизни в России в 2005 г. вырос почти на 30%. Заметно увеличились и объемы обязательного медицинского страхования.
Кроме того, ужесточились требования к надежности страховщика, в частности к структуре его активов, принимаемых для покрытия собственных средств, и к размещению страховых резервов. Ранее, как известно, были приняты новые нормативы размера уставного капитала. В результате возрастает концентрация рынка: крупные страховщики наращивают портфель, мелкие уходят или приобретаются более солидными конкурентами. Из почти 1400 страховщиков, зарегистрированных на 1 января 2004 г., к концу 2005 г. осталось 1075. При этом на долю 10 крупнейших компаний пришлось 42,4% всех собираемых премий, а в 2004 г. лидеры собрали 33,5%. Уменьшение числа страховых компаний при одновременном повышении требований к их капитализации приводят к росту надежности страховщиков и финансовой устойчивости страхового рынка в целом. Следствием этого является рост привлекательности российского страхового рынка для иностранных инвесторов. По данным ФССН, на 1 января 2006 г. доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских страховщиков составляет 4,28%. По итогам 2004 г. этот показатель составлял 3,7%.

Действия государственного регулятора привели к тому, что страховой рынок за прошедший год стал более прозрачным. По оценкам агентства "РосБизнесКонсалтинг", объем схем на рынках страхования жизни и финансовых рисков сократился как минимум на 60%, в перестраховании – на 50%. Объем розничного рынка за 2003-2005 гг. вырос более чем в 5 раз – с 21 млрд до 104 млрд руб. Подавляющая часть сборов (почти 90%) в этом сегменте приходится на добровольное автострахование, ОСАГО и страхование имущества физических лиц.

Снижение количества страховых компаний – это положительное или отрицательное явление? Как Вы относитесь к тому, что на страховом рынке России продолжает увеличиваться доля иностранных компаний?

Позитивное развитие российского страхового рынка привлекает к нему внимание иностранных инвесторов. Я думаю, что приход на российский страховой рынок западного капитала неизбежен: уже сейчас мы наблюдаем огромный интерес к этому рынку со стороны мировых лидеров. Прежде всего это свидетельствует о том, что рынок сформировался, сложился и имеет хороший потенциал роста. Это стало следствием не только повышения профессионализма участников рынка, но и целенаправленных действий ФССН. Поэтому в том или ином виде, но иностранные инвестиции в российское страхование неизбежно придут, и объемы этих инвестиций будут достаточно большими.

Я считаю эту тенденцию однозначно благоприятной, потому что проблема недокапитализации – одна из самых серьезных для российского страхового рынка в целом. Будущее рынка – это розничное страхование, а оно требует очень серьезных вложений с большим сроком окупаемости. Как правило, российские инвесторы не готовы к таким вложениям. Кроме того, западные инвестиции могут прийти только на очень прозрачный рынок, что тоже необходимо российскому страхованию. "Обеление" страхового бизнеса – одна из стратегических задач, решению которой способствуют требования западных инвесторов. Еще одним положительным следствием привлечения западных инвестиций является то, что вместе с ними в Россию придет мировой опыт развития страхования. Инвестор не просто дает деньги, он указывает пути развития, предоставляет прогрессивные технологии – одним словом, инвестиции оказываются не только денежными, но и ресурсными.

Следить за новостями ИНЭС: