Global Management Challenge: hi tech в подготовке российских менеджеров

Номер 4. Сокровища Санта-Фе

Основное внимание авторов направлено на использование в бизнес-обучении различного рода бизнес-симуляторов — имитационных игр.

Юлия Голосовкер, Денис Конанчук
Global Management Challenge: hi tech в подготовке российских менеджеров

"Экономические стратегии", №04-2008, стр. 122-124

Голосовкер Юлия Валерьевна — директор проекта Института технологии образования АНХ при Правительстве РФ.
Конанчук Денис Сергеевич — директор проекта Института технологии образования АНХ при Правительстве РФ.

Сегодня много говорят о том, что нынешнее образование не в состоянии обеспечить нужды и потребности современной экономики. Бизнесу необходим персонал, готовый к практической деятельности, а система образования продолжает выпускать "всесторонне развитых личностей", по большому счету не приспособленных к этой самой практической деятельности. Также говорится о том, что в России существует очень серьезный дефицит квалифицированных менеджеров, и от этого страдает российский бизнес. Часто отмечается, что этот факт негативно сказывается на темпах развития экономики страны в целом.

На этом фоне внедрение "инновационных технологий" в процесс подготовки менеджеров становится все более и более актуальным, причем основными задачами представляются в первую очередь сокращение сроков обучения и времени "отрыва от работы", ориентация на практические компетенции, а не на знания, а также подготовка проектных команд, а не только отдельных специалистов. Не менее важна и массовость подготовки, т.е. существенное увеличение числа учащихся за счет использования технологий дистанционного обучения через Интернет без ущерба для его качества.

Первые шаги к модернизации системы подготовки менеджеров уже сделаны – в российский образовательной практике все активнее начинают использоваться такие "технологические" инновации, как метод разбора конкретных ситуаций, или метод кейс-стади (case study method), и метод бизнес-симуляций (business simulations). Но если метод кейс-стади уже довольно хорошо описан и используется повсеместно, то метод бизнес-симуляций, имеющий более чем сорокалетнюю историю, все еще недостаточно распространен даже в лучших бизнес-школах нашей страны и всего мира.

Сейчас в России под методом бизнес-симуляций понимается много разных методик – ролевые игры (role play), настольные игры (board games), деловые игры, а также компьютерные имитации, или симуляторы. В зарубежном бизнес-образовании эти формы выступают и как составляющие курсов в бизнес-школах, и как самостоятельные "тренинги", предлагаемые соответствующими тренинговыми компаниями. Компьютерные бизнес-симуляции можно понимать как "тренажеры для менеджеров" по аналогии с тренажерами, на которых готовят пилотов самолетов. Деятельность управленца не менее ответственная и сложная, поэтому разумно потренироваться, имея право на ошибку.

Имитационные игры – это гибкая технология массовой подготовки менеджеров при сохранении стабильно высокого качества обучения, позволяющего развить практические компетенции, полезные для бизнеса, которые зачастую не может обеспечить ни одна другая образовательная технология. Относительная дешевизна и массовость подобной технологии является результатом применения инфраструктурного принципа ее функционирования, позволяющего "подключать" к образовательному процессу большое количество участников при неизменных затратах. Гибкость обусловлена возможностью модульного и дистанционного проведения курсов на базе имитационных игр – в результате обучение происходит без отрыва от производства или в удобное для сотрудников компании время.

У реальных бизнес-проектов симуляции заимствуют все, что связано с взаимодействием людей – отношения внутри команды, конкуренцию с реальными менеджерами, работу в условиях неопределенности, нехватки времени, ресурсов, информации. Как и в реальных проектах, в имитационных играх участники отрабатывают важнейшие личные и профессиональные компетенции – умение работать в команде, анализировать и прогнозировать действия конкурентов, предсказывать изменение внешних условий, эффективно выстраивать собственную работу, планировать время и т.д. Но в отличие от реальных проектов участники имитационных игр имеют право на ошибку, т.к. она не приводит к фатальным последствиям – разорению, увольнению, срыву реализации проекта и т.д. Наоборот, бизнес-симуляторы создают реалистичную, но при этом безрисковую среду для принятия решений и обучения на своих ошибках.

Многолетний опыт применения имитационных игр сотрудниками Института технологий образования АНХ показывает, что такая игра – это прежде всего повод для обсуждения концептуальных проблем и отработки полученных знаний на практике.

С осени 2006 г. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ приступила к созданию платформы, которую российские компании и бизнес-школы могли бы использовать для развития управленческих компетенций своих сотрудников или студентов. Базой для разработки такой платформы стало соревнование по управлению компанией на базе комплексной бизнес-симуляции – Global Management Challenge (GMC).

GMC – это крупнейшее в мире соревнование по стратегическому управлению компанией на базе имитационной модели для менеджеров среднего и высшего звена. Соревнование проводится 29 лет и охватывает 26 стран мира, в том числе и Россию. Ежегодно за звание лучшей управленческой команды сражаются более 20 тыс. участников по всему миру. За всю историю существования GMC в нем приняло участие свыше 350 тыс. менеджеров из крупнейших международных корпораций, финансовых институтов и государственных структур. В России в соревновании уже приняло участие более 1000 менеджеров, слушателей MBA-программ и Президентской программы подготовки управленческих кадров.

Важно отметить, что уже с первого года реализации проекта в нашей стране российские менеджеры вошли в управленческую мировую элиту, громогласно заявив о себе на международных финалах, где встречаются лучшие менеджеры из 26 стран мира. Так, в 2007 г. российская команда заняла 6 место в международном финале в Макао, став лучшим дебютом за всю историю соревнования. В этом году российские менеджеры вошли в тройку лучших управленцев мира, уступив лишь командам Китая и Польши.

Российский этап Global Management Challenge проводится Академией народного хозяйства при Правительстве РФ при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ и имеет "образовательную" направленность. Миссия проекта – практическая подготовка российских менеджеров к конкуренции на международных рынках.

В ходе реализации проекта команды, состоящие из менеджеров российских компаний и слушателей программ MBA, управляют виртуальными компаниями в условиях международной конкуренции, напрямую соперничая друг с другом. Они еженедельно принимают решения по ключевым вопросам управления компанией и после каждого такта видят конкретные результаты приятых решений. Победившая команда определяется по цене акций компании на фондовом рынке.

Менеджеры обучаются в условиях, близких к реальным. При этом у них формируется общее видение устройства и деятельности компании, навыки анализа ситуации и принятия решений, разработки и реализации стратегии компании в условиях неопределенности, дефицита времени и информации. Одновременно оттачиваются навыки командой работы, лидерства и межличностной коммуникации.

Используя бизнес-симуляторы в корпоративном формате, российские компании могут решать следующие задачи:

  • обучение и развитие персонала – формирование универсальных компетенций в области управления бизнесом (понимание бизнес-процессов в компании, навыки анализа и принятия решений, разработка и реализация стратегии) и личностных компетенций (работа в команде, коммуникация, лидерство и т.д.);
  • оценка (мониторинг) персонала, а также раскрытие управленческих талантов (выявление высокопотенциальных сотрудников и кандидатов, в которых можно дальше инвестировать и которых имеет смысл двигать по карьерной лестнице);
  • поиск и подбор персонала, проверка "в деле" потенциальных работников (особенно молодых специалистов), а также быстрая адаптация новых сотрудников или целых проектных команд, состоящих из новых сотрудников и их коллег;
  • повышение лояльности и мотивации сотрудников, налаживание внутренней коммуникации в компании между разными бизнес-единицами или функциональными подразделениями (при формировании кросс-функциональных команд);
  • развитие и продвижение бренда компании на рынке труда – формирование имиджа компании, инвестирующей в развитие человеческого капитала.

Важность таких образовательных инициатив заключается в том, что проекты, подобные Global Management Challenge, становятся для России примерами образовательного hi tech, позволяющего сделать бизнес-обучение более гибким (без "отрыва от производства"), дешевым и продуктивным – всего за несколько месяцев участники получают опыт управления компанией, равный нескольким годам работы на глобальном рынке.

Очевидно, что со временем новые образовательные технологии будут все глубже проникать в российскую образовательную практику и смогут внести свой вклад в формирование и развитие управленческого потенциала страны.

ПЭС 8102/19.04.2008

Следить за новостями ИНЭС: