Главное — никогда не терять головы

Номер 2. Господин Цейтнот

Генеральный директор компании «Российское страховое народное общество» рассказывает о проблемах и перспективах российского страхового рынка.

Евгений Кургин
Главное – никогда не терять головы

"Экономические стратегии", 2003, №2, стр. 74-77.

"Российское страховое народное общество" – одна из крупнейших и наиболее надежных российских страховых компаний. Более 11 лет на российском рынке, 76 филиалов в 70 регионах России, 89 видов страхования, свыше 6 млн частных клиентов и 22 тысяч предприятий и организаций. Цифры говорят сами за себя.
Евгений Кургин, Генеральный директор "РОСНО", работает в компании со дня ее основания и проблемы страховщиков знает не понаслышке. О том, каким ему видится страховой рынок сегодня, сможет ли Россия приблизиться к мировым стандартам в этой сфере деятельности, а также насколько государство, страховые компании и автовладельцы готовы к вступлению в силу Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", беседуют Евгений Кургин и Александр Агеев, главный редактор "ЭС".

Что Вас как руководителя крупной компании, имеющей весомую долю международного капитала, больше всего утомляет в российской бизнес-культуре? Именно утомляет, поскольку Вы можете судить и с точки зрения международного, и с точки зрения российского менталитета?
С одной стороны, ответить на этот вопрос достаточно просто, а с другой – безумно сложно. Начну с примера: рыбы привыкают к одной воде, а потом их помещают в другую, и начинаются проблемы. С российским бизнесом, который выходит на международный уровень, происходит примерно то же самое – приходится "плавать" по другим законам.
В России и на Западе представления о том, что такое бизнес, пока существенно отличаются. Мы все еще находимся на этапе первоначального накопления капитала, а у них этот период давно стал достоянием истории. Такое несоответствие обусловило многочисленные различия – у нас иные бухгалтерские стандарты, иное отношение к уплате налогов, да и к выполнению законов. Это можно сравнить с ездой на автомобиле: на Западе принято соблюдать правила дорожного движения, а у нас нарушения – норма жизни.

Каково Ваше управленческое кредо? Назовите три основных управленческих принципа.
Во-первых, нужно четко и ясно определить цели, во-вторых – найти ресурсы, необходимые для их достижения, в третьих, нельзя забывать, в какой стране ты живешь.

Вступление России в ВТО – это, в сущности, всего лишь вопрос времени. Какие преимущества и риски для страхового бизнеса Вы здесь видите?
Вступление в ВТО многое может дать России в целом, я имею в виду глобальные изменения, новые возможности, но мало что даст страховому бизнесу. Развитие российского страхового рынка напрямую не связано с проблемой ВТО. У нас господствует представление, что стоит открыть страховой рынок, и на него устремятся иностранные компании. Во-первых, ни в одной стране мира не открывали рынок полностью, обязательно вводятся те или иные ограничения. Конечно, можно "закрыть ворота и не пущать", но в этом случае интеграция в мировую экономику, к которой мы стремимся, станет невозможной. Значит, ворота все-таки придется открывать, но при этом надо очертить свою территорию и сказать: здесь действуют установленные нами правила; устраивает – заходите, но не забывайте, что вы гости. Только так можно будет "подтянуть" отечественный страховой рынок до уровня международного. Невозможно жить по одним законам, когда весь мир живет по другим. Думаю, что вступление России в ВТО будет способствовать переходу наших компаний на западные стандарты финансовой отчетности, это сделает их более прозрачными. Кроме того, отечественные страховщики вынуждены будут использовать лучший опыт работы своих иностранных коллег, что, как мне кажется, будет полезно для российского страхового рынка.
Некоторые крупные зарубежные компании проявляют интерес к российскому страховому рынку, но заходить на него никто не торопится. А те, кто хотел (предположим, AIG) давно уже имеют в России стопроцентные "дочки", никто им в этом не препятствовал. Другое дело, что надо обезопасить свой рынок от иностранных компаний-однодневок, которые могут собрать деньги с клиентов и скрыться.

Каким Вы видите страховой рынок через 10 лет?
Российские бухгалтерские отчеты сегодня не отражают реального положения дел на рынке страхования. Если пользоваться международными стандартами финансовой отчетности, я бы уменьшил указанные там цифры как минимум в два-три раза. Если исходить из цифр, полученных в результате этой операции, то в среднем в ближайшее год-два мы прогнозируем рост примерно на 30-40%, исключая обязательное автогражданское страхование. Последнее оценивается в очень приличную сумму – порядка двух миллиардов долларов. Два вида страхования в ближайшее время будут влиять на развитие рынка: обязательная "автогражданка" и страхование жизни. Исходя из опыта других стран, можно сказать, что страхование жизни набирает темп постепенно. Этот вид страхования сильно зависит от экономической ситуации в России, от наличия денежных средств у населения. Вначале наращивание объемов в страховании жизни идет медленно – 5-7% в год, но со временем, когда у населения появляются деньги, резко возрастает. Происходит лавинообразный рост рынка. Думаю, что в России это может случиться в 2006-2007 годах. Пока же российский страховой рынок совсем небольшой. Мы оперируем очень маленькими цифрами.

Известно, что Савву Морозова сгубила страховка. Он очень любил знаменитую актрису Марию Федоровну Андрееву и, чтобы обеспечить ей средства к существованию, застраховал свою жизнь в ее пользу на огромную по тем временам сумму – 100 тыс. рублей. Но Андреева активно сотрудничала с большевиками и не раз доставала для них деньги. Есть гипотеза, что Морозов не кончал жизнь самоубийством, его из корыстных соображений ликвидировали большевики.
Что касается Саввы Морозова, думаю, останься он жив, большевики вытянули бы из него гораздо больше денег.

Морозов неоднократно давал деньги революционерам, но в какой-то момент отказался сотрудничать с ними. Именно после этого и произошла трагедия.
Основное правило страхования – понять от чего вы страхуетесь и какие цели преследуете. Ведь страхование жизни – это страхование возможного финансового убытка в результате потери трудоспособности или жизни. Здесь есть несколько рисков. Первый – потеря здоровья. Если что-то случится, вы получите денежную компенсацию. Понятно, что здоровье важнее, но когда его нет, деньги очень нужны для лечения. Второй риск – это смерть. В данном случае человеком движет забота о близких.

И все же, что бы Вы посоветовали Савве Морозову?
Савва Морозов в данном случае оказался плохим бизнесменом. Главное – никогда не терять головы и помнить, что нельзя полностью доверять людям, тем более любовнице. Он должен был знать о ее увлечениях, о том, кому она передает его деньги, на что тратит.

Говоря о развитии страхового рынка, нельзя игнорировать макроэкономическую ситуацию в России. Какой, на Ваш взгляд, она будет к 2010 году?
Самая большая проблема нашей страны – ориентация на экспорт сырья. Она прочно связывает Россию с ценами на мировом рынке. Однако на положение в стране очень сильно влияет характер государственного управления. Вот, например, при Борисе Ельцине, невзирая на скачки мировых цен на сырье, мы постоянно занимали деньги. Для чего, непонятно. Наверное, для того, чтобы их потом перераспределять. Не хочу сказать, что сейчас у нас нет коррупции, но высокие цены на нефть хотя бы дают возможность погашать внешние долги государства. Возвращаясь к прогнозу, замечу, что если Владимира Путина переизберут на следующий срок, у России будут все шансы на стабильное развитие. Дальше загадывать я бы не стал. Любое изменение политической ситуации может спровоцировать как резкий подъем экономики, так и ее падение.

Вы согласны с тезисом, что бизнес – это война?
Да, наверное, хотя к бизнесу применимо любое определение. Вот Вы сейчас сказали: "бизнес – это война", а я Вам скажу: "бизнес – это любовь". Думаю, в бизнесе есть элементы и того и другого. Дело в том, что война подразумевает две стадии. Первая – наступление, вторая – оборона или отступление (или наоборот). Но нельзя постоянно наступать. Когда-то надо сделать остановку для подведения итогов, перегруппировки сил; есть периоды накопления, стабилизации, а есть время распада организации. В мире существует не так много корпораций, которым по 40-50 лет и более. Как правило, век корпорации достаточно короток.

Это гибель по причине войны или любви?
Слово "любовь" я использовал как антоним слова "война". Невозможно постоянно жить в состоянии войны. В период первоначального периода войны захват чужого бизнеса – дело обычное. Но как только вы что-то захватили, вам потребуется мир для того, чтобы отстроить свое дело, иначе ничего не получится. А понятие "мир" соответствует понятию "любовь". Поэтому здесь нет противоречия, одно диалектически перетекает в другое.

Что Вы думаете о социальной ответственности бизнеса? Я имею в виду как внутренний аспект – заботу компании о своих сотрудниках, их профессиональном росте и развитии, создание здорового климата в коллективе, так и внешний – помощь церквям, театрам, нуждающимся.
Что касается внутренних проблем, они относятся, скорее, к сфере управления персоналом. В практике успешного менеджмента используются разные модели управления персоналом. И в каждой такой модели отношения в коллективе выстраиваются по-разному. Но всегда следует помнить, что сотрудники – это люди. В противном случае неизбежен управленческий крах.
Теперь о поведении компаний во внешней среде. Одни бизнесмены оказывают помощь детским домам, церквям, малоимущим не потому, что чувствуют внутреннюю потребность, а чтобы улучшить имидж компании, сделать ей рекламу. А другие действительно не могут иначе.

Есть мнение, что, используя личные связи, привлечь в страховую компанию друзей практически нельзя и что это лучший способ испортить отношения…
За те 11 лет, что я занимаюсь бизнесом, мои представления о дружбе резко поменялись. Я перессорился с некоторыми друзьями, с кем начинал, и сегодня могу с уверенностью сказать: дружба в бизнесе невозможна. Бедные приятели организуют общее дело, а, разбогатев, расходятся – таких прецедентов множество. С ростом доходов у людей неизбежно меняются приоритеты и характер взаимоотношений. Дружба чаще всего возникает вне работы на основе общности других интересов.

Какой персонал необходим, чтобы компания успешно развивалась? Где Вы подбираете кадры для своей компании?
Сейчас для подбора персонала, в основном, используем рекрутинговые агентства. А так подбор персонала – это сложная проблема. Первое, что следует четко представлять – для чего вам нужны люди. Ищите ли вы исполнителей или руководителей. Второе. Даже на руководящих должностях подчас требуются исполнители. Ведь не каждый руководитель – это генератор идей. Исполнители не должны быть слишком активны, это иногда мешает работе, а вот руководители – наоборот. При этом хорошо, когда и те, и другие – трудоголики. Если человек работает "от сих до сих", значит, он либо "летун", либо у него нет шансов подняться по служебной лестнице.

С введением в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, очевидно, развернется конкурентная борьба за этот сегмент рынка, начнется "праздник жизни". Кто, на Ваш взгляд, имеет шансы преуспеть?
Во-первых, мне жаль те компании, руководство которых ждет "праздника жизни". Во-вторых, мне жаль людей, которые на этот праздник попадут. У обязательного автострахования есть несколько аспектов, которые сегодня надо знать, как "Отче наш", и каждый день повторять: увеличение объема взносов – это, прежде всего, упорный труд; на втором, третьем, четвертом году работы на этом рынке возможны убытки, которые нужно будет погашать. Если сегодня за счет демпинга вы наберете большое количество клиентов, через два года придется расплачиваться. Возникает вопрос: какой стратегией руководствоваться на этом рынке, то ли сегодня начать хватать все, а потом как-нибудь пронесет, как всегда в России, или войти на него через 3-4 года, когда он, возможно, будет сыпаться, и все забрать.

Есть ли у Вас любимая поговорка, анекдот, афоризм?
У меня есть два любимых анекдота. Первый. Еврей пришел к ребе и спрашивает: "Мои куры дохнут, что делать?" Ребе ответил: "Перестрой курятник, и все будет нормально". Он так и поступил, а куры все дохнут. Тогда ребе советует: "Раздели курятник: одна половина для кур, другая – для петухов". Куры продолжают дохнуть, а ребе дает совет за советом, например, кормить кур по-другому и т.д. Через некоторое время еврей приходит и говорит: "Знаешь, все куры сдохли". А ребе отвечает: "Жаль! У меня еще столько идей в запасе".
И второй анекдот про зайцев и сову. Зайцы пришли к сове за советом, куда им деваться, как спастись от лис и людей. Мудрая сова подумала и говорит: "Зайцы, вам надо стать ежиками". Зайцы задумались, а как это сделать? Прибегают опять к сове и спрашивают. Сова открыла глаза и отвечает: "Идите отсюда! Я стратег, а не тактик".

Следить за новостями ИНЭС: