Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад | Институт экономических стратегий

Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад

Номер 4. Сокровища Санта-Фе

Продолжение публикации глав из новой книги Роя Медведева «Нурсултан Назарбаев: казахстанский прорыв и евразийский проект».

Рой Медведев
Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад

"Экономические стратегии", №04-2008, стр. 134-140

Медведев Рой Александрович — историк, публицист.
Публикуемый материал представляет собой главу из новой книги Р.А. Медведева «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и евразийский проект».

Окончание. Начало см. в № 3/2008.

Евразийский проект в 2001-2007 гг.

Нет необходимости подробно говорить здесь обо всех предложениях и инициативах Нурсултана Назарбаева в рамках разрабатываемого им Евразийского проекта. Переход от слов и предложений к проектам происходил медленно, но все же происходил. Одной из самых важных и результативных организации в рамках СНГ стала в последние несколько лет Организация договора о коллективной безопасности или ОДКБ, в которую вошли 6 государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Главная задача ОДКБ – это борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, с нелегальной эмиграцией и наркотрафиком. ОДКБ имеет штаб и свое командование, которые располагаются в Средней Азии, хотя никто не ставит под сомнение ведущую роль России в этой организации. Подчиненные штабу ОДКБ Коллективные силы быстрого развертывания, или КСБР, провели уже много совместных боевых операций, и главные из них – на территории Казахстана и Средней Азии. Казахстанские подразделения здесь одни из лучших. На некоторых боевых учениях КСБР присутствовал Нурсултан Назарбаев.
Летом 2007 г. на специальном полигоне в Челябинской области состоялись самые крупные учения Коллективных сил быстрого развертывания при штабе ОДКБ, на которых присутствовали не только президенты России и Казахстана, но и лидер Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.

Наиболее важной частью Евразийского проекта стало создание в 2000 г. Евразийского экономического сообщества, или ЕврАзЭС. Это сообщество было образовано по инициативе Нурсултана Назарбаева на основе постепенно формируемого Таможенного союза. Помимо Казахстана в ЕврАзЭС вошли с самого начала Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан. Первоначально главной задачей этой новой международной организации было формирование режима свободной торговли между вошедшими в нее странами, единого таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования. Чрезвычайно важным являлось то обстоятельство, что многие инструкции и правила взаимодействия участников ЕврАзЭС разрабатывались с учетом правил, проверенных в работе Европейского союза. Евросоюз накопил в области экономической интеграции большой и ценный опыт, который было бы неразумно не использовать при созданий интеграционных объединений внутри СНГ. Работа ЕврАзЭС довольно быстро вышла за рамки таможенных проблем. Естественным стало транспортное сотрудничество. В советские времена большая часть грузопотоков из Европы в Азию шла за пределами территории СССР. Являясь авторитарным и закрытым идеологическим государством, Советский Союз не стремился расширять разного рода транзитные потоки и пренебрегал экономическими выгодами ради идеологической "чистоты". За последние 15 лет обстановка на постсоветском пространстве изменилась, но и теперь многие западные страны продолжают рассматривать Россию как страну тупиковую в транспортном отношении. В соответствии с планами некоторых крупнейших западных стран большие международные транспортные коридоры должны заканчиваться на территории России и обеспечивать лишь импорт западных товаров в РФ и экспорт российского сырья на Запад.

В наибольшей степени от такого положения страдали страны Центральной Азии, включая Казахстан. Государства, образовавшие ЕврАзЭС, намерены изменить такого рода практику. В этой организации имеется немало наднациональных рабочих и руководящих структур. В руководстве ЕврАзЭС впервые в практике СНГ был принят принцип представительства в соответствии с экономическим потенциалом стран-участниц. России было предоставлено 40 голосов, Казахстану и Беларуси – по 20, Кыргызстану и Таджикистану – по 10. Уже к началу 2005 г. в рамках ЕврАзЭС существенно возросла взаимная торговля, а в Деловой совет организации вошло более 60 крупных предприятий и бизнес-структур, заинтересованных в сотрудничестве.

Выгоды от участия в ЕврАзЭС были столь значительны, что этого не могли не заметить и другие страны СНГ. В конце 2005 г. о своем желании присоединиться к ЕврАзЭС заявил Узбекистан, который в предыдущие 10 лет почти не поддерживал интеграционные начинания Казахстана. На присоединение Узбекистана к уже заключенным в рамках ЕврАзЭС соглашениям потребовалось всего несколько месяцев. 25 января 2006 г. главы государств, входящих в ЕврАзЭС, собрались на внеочередной саммит, который был проведен в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге под председательством Александра Лукашенко. Именно здесь и было принято решение о принятии в Сообщество Республики Узбекистан. "Никто не должен забывать, – сказал, обращаясь к В.В. Путину, президент Узбекистана Ислам Каримов, – что Узбекистан связан с Россией союзническими отношениями". "А с Вами, – обратился он к своим коллегам из стран Центральной Азии, – у нас одинаковый базар и одинаковые могилы". В 2006-2007 гг. члены ЕврАзЭС начали подготовку к образованию интегрированного валютного рынка.

Успехи ЕврАзЭС в последние годы были столь значительны, что их трудно не заметить. В шести странах Содружества проживает более 206 млн человек. Это 73% от всего населения СНГ. Удельный вес ВВП стран ЕврАзЭС – 83% от объема СНГ. Объем взаимной торговли в ЕврАзЭС в 2001 г. составлял 29 млрд долл., а в 2007 г. – 94 млрд долл.

Туркменистан, включивший в свою Конституцию положение о "вечном нейтралитете", не является членом ЕврАзЭС, но в 2006-2007 гг. рамки его сотрудничества с Казахстаном, Узбекистаном и Россией существенно расширились. Грузия мечтает о вступлении в Европейский союз, а не в ЕврАзЭС. Не сотрудничает с этой организацией и Азербайджан. Украина, Молдова и Армения получили в ЕврАзЭС статус наблюдателей. Осенью 2007 г. новым генеральным секретарем Евразийского экономического сообщества был назначен казахстанский политик и экономист Таир Мансуров. Принимая это назначение, он сказал: "Учреждение ЕврАзЭС – это не политическая импровизация. Идея о необходимости создания такого сообщества принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Она восходит к его Проекту о формировании Евразийского союза государств. Эту идею он впервые широко представил в своем выступлении в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1994 г. Это плод вызревшего понимания необходимости максимально эффективного использования и дальнейшего укрепления жизненно важных для государств-соседей исторически сложившихся торгово-экономических связей. ЕврАзЭС – это качественно новая интеграционная организация на постсоветском пространстве. Она здесь безусловный лидер среди региональных объединений по эффективности и динамике развития" (1).

Высшим органом в этом сообществе является Межгоссовет ЕврАзЭС, который в последний раз собирался 25 января 2008 г. в Москве, а перед этим – 6 октября 2007 г. в Душанбе. Каждый раз на совете обсуждается и решается множество вопросов. Повседневную работу по координации и руководству в ЕврАзЭС ведет секретариат, аппарат которого располагается в Минске. Принципы развития ЕврАзЭС совпадают с принципами развития ЕС. Со временем эти две организации станут партнерами, задачи у них практически одинаковые.

Работа в ЕврАзЭС расширяется, возникают новые направления сотрудничества и новые инициативы. Осуществление этих инициатив выгодно всем членам организации, хотя чаще всего они исходят от Астаны. Это признал и В.В. Путин. Он, в частности, сказал: "Руководство Казахстана и президент Казахстана, по сути, являются движущей силой, лидерами в том, что касается интеграции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе президента Назарбаева" (2). Очень доволен работой ЕврАзЭС и сам Нурсултан Назарбаев. Он полагает, что главным достижением этой организации является договоренность о создании Таможенного союза. Это соглашение подписали пока только три страны – Казахстан, Россия и Беларусь. Другие готовятся это сделать. Реальные выгоды от членства в ЕврАзЭС получает и Беларусь. Эта республика подвергается дискриминации и необъективной критике со стороны западных государств. А в Евразийском экономическом сообществе она – полноправный член. "Нам нужна четкая, активная, наступательная стратегия развития ЕврАзЭС, – сказал Александр Лукашенко. – У нас есть все необходимое для мощного рывка в будущее: политическая воля, набирающие обороты промышленные и энергосырьевые комплексы, возрождающееся сельское хозяйство, формируемый нашими странами оборонный щит, серьезнейший научный и, главное, человеческий потенциал. ЕврАзЭС должно стать сильным и надежным партнером для других государств в сложных процессах глобализации" (3).

Новые направления в развитии Евразийского проекта

Образование и деятельность ЕврАзЭС – это главное достижение в осуществлении Евразийского проекта Нурсултана Назарбаева. Речь идет в данном случае об экономической интеграции, что и подчеркивается в самом названии этого содружества. Однако Казахстан выступает инициатором расширения Евразийского проекта и на других направлениях, в том числе в области культуры и науки. Так, например, в Уральске в 2005 г. был создан "Евразийский союз ученых", который ставит своей задачей использовать достижения науки и культуры стран ЕврАзЭС, добиваться повышения уровня образования, а также консолидировать усилия деятелей культуры, ученых и политиков в развитии и реализации идей евразийства. Этот фонд уже помог изданию многих книг, авторы которых по преимуществу живут и работают в Западном Казахстане.

В Алматы почти каждый год, как правило весной, собирается Евразийский медиафорум, на котором ведется свободная дискуссия по самым разнообразным проблемам. Так, например, на VI Евразийский медиафорум в 2007 г. собралось более 600 делегатов из 50 стран. Среди них были такие разные люди, как бывший заместитель госсекретаря США Ричард Холбрук, бывший президент Ирана Моххамад Хатами, бывший российский премьер Е.М. Примаков и даже российская "гламурная" журналистка Ксения Собчак. Российский журнал "Итоги", который также был представлен на форуме, писал: "Всем казалось, что столь большое число делегатов из столь большого числа стран не смогут вести конструктивный диалог по самым острым мировым проблемам – от ситуации в Ираке, Афганистане и мировой энергетической политики до таких тем, как "гламуризация" СМИ. Ибо различные политические воззрения, возраст, стиль поведения, да и просто разный национальный менталитет подтверждали правоту сентенции Киплинга насчет того, что Востоку и Западу никогда не сойтись. В Казахстане, который стремится стать мостом между Востоком и Западом, и в частности получить место председательствующего в ОБСЕ в 2009 г., Восток и Запад сойтись попробовали. Дискуссия была очень острой, но организаторам форума, председателем оргкомитета которого является дочь президента Казахстана Дарига Назарбаева, удалось если не примирить противников, то по крайней мере заставить их выслушать друг друга" (4).

В Астане два раза проходил большой форум – диалог почти всех мировых и традиционных религии. В первый раз он прошел в сентябре 2003 г., а во второй – в сентябре 2006 г. Здесь были делегации от более чем 20 разнообразных конфессий Востока и Запада. Председательствовал на этом форуме президент республики Нурсултан Назарбаев. Основная мысль в его выступлениях была простой: у всех нас один Бог, но к Нему ведут разные пути. В Астане построены и действуют несколько больших мечетей, православные храмы, синагога, католический собор, буддистская ступа, а также большой дворец всех религий – Дворец мира и согласия, где уже открылись офисы разных конфессий.

Не только в Казахстане проводятся разнообразные мероприятия, которые призваны восстановить и оживить разорванные в 1991 г. научные и культурные связи между республиками бывшего СССР. Так, например, в 2006 г. в Москве, в Кремлевском дворце съездов собралось несколько тысяч деятелей науки и культуры из всех стран СНГ и Балтии. Было решено создать специальный Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ – МФГС. Второй такой форум состоялся в середине ноября 2007 г. в Астане во Дворце мира и согласия. Его участниками стали видные ученые, известные писатели, деятели культуры из всех стран СНГ, но прежде всего – из Казахстана и России. В работе форума приняли участие министры, руководители Исполкома СНГ. Работа шла в нескольких секциях: "Литература и книгоиздание", "Образование и наука", "Поддержка будущих поколений стран Содружества", "Средства массовой информации". Третий форум деятелей культуры стран СНГ было решено провести осенью 2008 г. в Душанбе (5).

Ведется в последние годы и теоретическая работа по осмыслению самой концепции Евразийского проекта. Речь идет о таком модернизированном изложении евразийской концепции, которое могло бы стать идеологической основой Евразийского союза как более тесного сообщества государств, развивающегося рядом с Европейским союзом и другими межгосударственными объединениями.

В РФ и сегодня есть несколько небольших политических партий и течений, которые ратуют за вступление России в Европейский союз, хотя ее туда никто не зовет. Да, Россия – это европейская по культуре страна, но она расположена не только в Европе. Евразийский проект для России – гораздо более важная и актуальная концепция, хотя у некоторых политиков и деятелей культуры в нашей стране она вызывает сомнения.

Еще в феврале 2003 г. на российском телеканале "Культура" в рамках передачи "Что делать?" прошла большая дискуссия на тему "Будет ли создан Евразийский союз?" В передаче приняли участие А.Г. Дугин (от российской партии "Евразия"), Чингиз Айтматов, философ А.С. Панарин, Е.С. Волк (от американского фонда "Наследие"), А.М. Салмин (от фонда "Российский общественно-политический центр"). На передачу был приглашен и президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, и он это приглашение принял.

Мне удалось получить и прочесть запись этой дискуссии, которая, насколько я знаю, публиковалась для сравнительно небольшого круга читателей только в Казахстане. Все участники обсуждения начинали свои выступления с одобрительных отзывов о том проекте Евразийского союза, который был предложен президентом Казахстана в марте 1994 г. на встрече в МГУ. Сам Назарбаев сказал, что он и сегодня считает проект 1994 г. хорошим проектом. "То, что я тогда предлагал, до сих пор является оптимальным вариантом… Это был вариант очень быстрого создания союза наподобие нынешнего Евросоюза. Только они шли к этому пятьдесят лет, а у нас уже была общая история, общая территория, общая экономика, общий язык, общие деньги – мы могли бы прийти, если бы у нас была на то политическая воля, к такой же примерно модели очень быстро". С тех пор прошло почти 10 лет, сказал Нурсултан Назарбаев, перемены есть, но они пока еще не слишком значительны в том, что касается интеграции. Он выразил убеждение, что рано или поздно постсоветские страны придут к Евразийскому союзу.

Президента Казахстана поддержали все участники дискуссии. Сам Назарбаев особо отметил интересное выступление А.Г. Дугина, который на этот раз воздержался от эзотерической риторики и геополитической мистики. "Я глубоко уверен, – сказал Дугин, – что Евразийский союз – это вполне реалистическая, современная, актуальная концепция, которая основывается на принципе объединения демократических государств – некий тип конфедерации. Причем конфедерации, как уважаемый господин Нурсултан Назарбаев совершенно верно подчеркнул, социально-экономических интересов. Дело в том, что на разных этапах государства складываются по-разному: империи – одним образом, Советский Союз – другим, а вот Евразийский союз, который сейчас, на наших глазах создается, основывается на третьих, уже совершенно новых предпосылках, прагматических в том числе. Мне кажется, мы должны предложить евразийство как проект некой региональной глобализации, как подготовительной, промежуточной ступени для открытости Востоку и Западу. И здесь неверно было бы противопоставлять евразийскую интеграцию европейской. Это просто два направления очень сходного процесса, идущего к единой цели. Европе совершенно не потянуть Украину, уж не говорю про Беларусь. Надо обратить внимание на устройство белорусской экономики: зачем в современном Европейском союзе такая нужна? В нашем же Евразийском союзе, такой атипичный, ассиметричный комплекс белорусской экономики очень нужен, и он может быть туда прекрасно интегрирован. Кстати, и Украина будет гораздо больше востребована Европой, гораздо быстрее вступит во ВТО и нормализует свои отношения с Евросоюзом, если она будет членом ЕврАзЭС. Речь идет о том, что в демократическом веке суверенные государства должны объединяться на демократических основаниях. Никакого имперского принципа здесь и близко не должно быть, Советского Союза – тем более. Тогда была совершенно другая идеологическая ситуация, иной идеологический климат, и он нас объединял. Сегодня же нас объединяет общность судеб и общность социально-экономических интересов. Я полагаю, что это – исключительный момент. И в данном случае идеи Нурсултана Назарбаева мне представляются сверхактуальными. Чем более здравой будет политика в России и в других странах СНГ, тем быстрее будет создаваться полноценный Евразийский союз, и, слава Богу, признаки этого уже есть".

Подводя итоги дискуссии, Нурсултан Назарбаев попытался уточнить или даже развить ряд своих предложений. Он, в частности, сказал: "Началом любых евразийских интеграционных процессов, учитывая тяжелую жизнь наших людей, должна быть именно экономика. Чтобы интеграцию начал ощущать простой человек. Именно поэтому, когда все застопорилось, я предложил десять простых шагов навстречу простым людям: не проверяйте сумок у простых бабулек, которые едут к своим детям через границу, сделайте доступными почтовые услуги, переводы, давайте не будем облагать налогами телефонные переговоры и т.д. После этого были приняты некоторые решения на уровне правительств, хотя сейчас их реализация пробуксовывает. Сегодня я председатель ЕврАзЭС. Предлагаю создать Евразийский союз, а мне отвечают, что до союза далеко. Да и слова такого боятся: мол, опять союз, вот экономическое сообщество – это хорошо… А чего бояться своего союза, когда Европейский союз есть. Да, конечно, при создании Европейского союза некоторые страны, например, Германия, кое-что потеряли. Но потом выиграли за счет общего пространства и увеличения общего объема торговли. Так и Россия может сначала что-то потерять. Но Россия в этом процессе – основное звено. Огромная страна, экономика которой несопоставима с другими. Но я считаю, что на перспективу, геополитически, стратегически России это необходимо. Она должна пойти на эти сегодняшние издержи ради большого будущего, ради интеграции, ради всех нас. Тогда и народы будут благодарны во веки вечные, и мы будем вместе процветать, и безопасность наша будет крепче. Евразийский союз альтернативы не имеет… Вы посмотрите на карту: какое пространство, какое богатство. Да ни у кого нет таких земельных ресурсов, таких ресурсов минерального сырья, в том числе и энергоносителей. Ни у кого нет таких подготовленных кадров, таких образованных людей, как у нас… И не надо мне приписывать авторство. Я это предвидел, потому как был прагматический подход – я хотел объединить тех, кто хотел объединиться" (6).

На одной из встреч с Президентом России В.В. Путиным Нурсултан Назарбаев предложил объединить для начала экономическое пространство России и Казахстана, чтобы и внешняя граница у наших стран была общая, и таможня общая. Идентифицируем все внутри, откроем внутренние границы, тарифы будут одинаковые – все, какие есть – и начнем работать. И покажем остальным через год: смотрите, что такое свобода, открытость и честность. "Я на это иду, – говорил Назарбаев, – не отказываясь от идеи Евразийского союза, но ради того, чтобы показать все преимущества. Я привержен этой идее и убежден, что такое сотрудничество выгодно всем. Если не сегодня, то завтра, при новом поколении, так и будет. Работать нам всем надо в этом направлении денно и нощно, чтобы так и случилось" (7).

Со дня проведения передачи на канале "Культура" прошло уже более пяти лет. Хотя Евразийский проект и не был осуществлен в объеме, предложенном в 1994 г., он не забыт, напротив, существенно продвинулся вперед. Разнообразные инициативы в "евразийском" направлении множатся с каждым годом.

Евразийская идея имеет много граней, и проблема экономического союза и сотрудничества – это только одна из них. Сам ход истории в последние десятилетия толкает нас именно в этом направлении. Нельзя забывать, что на протяжении почти тысячи лет после падения Римской империи именно страны Азии и в особенности Индия и Китай были наиболее культурно развитыми и по стандартам Средних веков богатыми регионами мира. Феодальная Европа еще во времена раннего Средневековья отставала от арабского мира. Страны Западной Европы стали обгонять Восток только в XVI в., опираясь при этом и на собственные экономические достижения и идеи, и на достижения Востока, и на достижения античных культур Греции и Рима. Это была эпоха Возрождения, но подъем Европы стал возможен не только благодаря развитию культуры, но и за счет притока ресурсов из стран Южной и Северной Америки, Азии и Африки, которые все больше и больше попадали в колониальную зависимость от Западной Европы. Научный прогресс ХVIII и XIX вв., а также промышленная революция середины и второй половины XIX в. зарождались в Западной Европе, и именно это привело к возникновению евроцентрического взгляда на мир. Северная Америка первой догнала, а потом начала перегонять в сфере науки и экономики страны Западной Европы, и это раздвинуло масштабы того, что сегодня мы именуем Западом. После 1917 г. в это гигантское соревнование включилась и Россия в ипостаси Советского Союза. Параллельно шло развитие Японии.

Только в середине XX столетия начался подъем Китая и Индии, который шел по преимуществу через освоение научно-технических достижений Запада и западной культуры. Великие восточные цивилизации не могли развиваться иначе, чем освоив и впитав огромный пласт научно-технических достижений европейской и американской цивилизаций. Этот процесс и составляет содержание всего того, что получило название глобализации. Однако речь не идет о простом заимствовании. Как раз в последние 15-20 лет многие восточные страны, и в первую очередь Китай, Индия, а еще раньше Япония, стали выступать на некоторых направлениях научно-технического прогресса и как .лидеры. Экономический подъем в странах Азии сопровождается возрождением многих пластов, казалось бы, забытой, богатой древней восточной культуры. Мы видим, что сегодня как Западная Европа, так и США начинают испытывать влияние Востока и не могут не считаться с теми процессами, которые происходят на Востоке. Это не война цивилизаций, а взаимовлияние, но также выравнивание условий и возможностей для дальнейшего развития. Мир становится многополярным, все стремятся к успеху, и конкуренция разных центров развития растет. Казахстан является очень важным звеном в этих сложных процессах. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева становится все более и более востребованной концепцией, и не только для Казахстана.

ПЭС 8049/03.03.2008

Примечания
1. Известия. 2003. 31 января.
2. Мир Евразия. 2007. № 11, с. 26.
3. Известия. 2003. 31 января.
4. Итоги. 2007. № 19, с. 44.
5. Литературная газета. 2007. 26-31 декабря.
6. Запись на телеканале "Культура" от 19 февраля 2003 г. Из архива автора.
7. Там же.

Следить за новостями ИНЭС: