Духовные основы «мягкой мощи» России»

Номер 4. Сокровища Санта-Фе

Автор задается вопросом: каким образом выдающуюся духовность страны в сочетании с другими важными компонентами ее интегральной мощи можно и нужно превратить в «мягкую мощь» России?

Алексей Бирюков
Духовные основы "мягкой мощи" России

"Экономические стратегии", №04-2008, стр. 44-48

Бирюков Алексей Викторович — профессор кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО (У) МИД России, к.и.н.

Накануне выборов Президента РФ в российских регионах завершилась дискуссионная кампания относительно "Плана Путина", проходившая с привлечением широкой общественности. Заключительным аккордом в этой кампании стала публичная дискуссия о духовных основах развития России на конференциях, которые проходили одновременно в Москве, Санкт-Петербурге и Смоленске и были связаны видеомостом.

Одна из итоговых мыслей обсуждения состояла в том, что Россия является страной с высокой степенью духовного потенциала и могла бы в этой связи "продвинутую духовность Отечества" представлять как наднациональный проект.

Зададимся вопросом: каким образом выдающуюся духовность страны в сочетании с другими важными компонентами ее интегральной мощи можно и нужно превратить в "мягкую мощь" России? Ведь опыт других подсказывает нам, что этим мы можем существенно усилить геополитические позиции страны в современной системе международных отношений.

Что же такое "мягкая мощь"?

В последней четверти прошлого века идея "мягкой мощи" государства с легкой руки Джозефа Ная (1) обсуждалась сначала в научном сообществе политологов, а затем и в политических кругах США. Причины появления идеи связаны с тем, что традиционные источники мощи – сильная армия, процветающая экономика, технологическое доминирование – почему-то не давали такого роста политического влияния в мире, на какой рассчитывала американская элита. Отвечая на вопрос о факторах, содействующих повышению авторитета США в системе международных отношений, американские эксперты пришли к заключению, что усиление влияния в мире возможно на синергии факторов, составляющих основу "мягкой мощи", когда другие хотят того же, чего Вы от них ждете. Задача, следовательно, заключается в том, чтобы обусловить "желания других".

Думается, вариант демократического государственного устройства США – разделение властей, выборные процедуры, местная демократия – становится центральным звеном "мягкой мощи" Америки. Коротко говоря, рост влияния США в глобальном масштабе опирается прежде всего на привлекательность общественно-государственной составляющей американской модели развития. Сегодня Вашингтон ставит в центр своей деятельности распространение демократических ценностей в мире, ежегодно выставляя оценки всем государствам за степень демократичности. Такая роль "судьи" вступает в противоречие с далеко не демократичным поведением США в системе международных отношений, когда игнорируется международное право и торжествует право сильного, а также с многочисленными фактами нарушения демократии внутри США, на что в течение девяти лет указывает МИД КНР в ежегодном докладе о состоянии демократии в США.

Однако, разумеется, США опираются не только на привлекательность упомянутого компонента.

"Мягкая мощь" США сочетается со стратегией доминирования этой державы в современном мире на основе информационных и космических технологий (2). Другой составляющей мощи США стала опора на "торговлю бизнесом" и финансовое влияние на международные отношения, которые являются важнейшими инструментами роста авторитета и укрепления геополитических и геоэкономических позиций в мире.

Вслед за США проблемой усиления "мягкой мощи" государства озаботился Китай, положив в основу своей политики в данном вопросе привлекательность собственного примера, базирующегося на учете национальных конкурентных преимуществ. Среди них заметное место занимает самая продолжительная в мире история цивилизации, насчитывающая почти пять тысяч лет – история, неотъемлемыми составляющими которой являются богатая культура и традиции, этика Конфуция, эстетические ценности Лао Цзы.

Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, выступая с докладом на XVII съезде КПК, подчеркнул необходимость использовать китайскую культуру для укрепления "мягкой мощи" Китая. По его словам, "великое возрождение китайской нации неизбежно сопровождается процветанием и подъемом китайской культуры" (3).
В этой связи эксперты не случайно стали называть КНР "страной покоряющей привлекательности", которая после "воссоединения двух берегов" – Китая и Тайваня – уже с 2012 г. будет олицетворять "мировую державу первого порядка", а с 2020 г. станет оказывать максимум влияния на весь окраинный мир (4).

Думается, что Россия также должна пестовать собственную "мягкую мощь". Что представляется целесообразным сделать в этом отношении?

Прежде всего необходимо продолжать наращивать усилия по реализации стратегии инновационного прорыва, которая была представлена В.В. Путиным в его выступлении 8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 г.". Важнейшие положения о том, что "Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной" и что "развитие человека – это и основная цель… и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет", ясно указывают на направление ускоренного развития России (5).

Д.А. Медведев 15 февраля 2008 г. в Красноярске предложил программу "четырех И". В ней, помимо прочего, предусматривается:

  • расширение инвестиций в человеческий капитал;
  • реализация программы социального развития в России;
  • формирование основ национальной инновационной системы;
  • развитие институтов, связанных с привлекательностью России для жизни и творческой деятельности (6).

Выступление Медведева, содержащее много нового и интересного, совершенно очевидно демонстрирует преемственность курса.

Таким образом, научные разработки отечественного обществоведения (7) оказались востребованными руководством страны и в настоящее время становятся долгосрочной стратегической политикой. В этом контексте целесообразно сосредоточить внимание на развитии таких интегральных показателей мощи государства и общества, как культура и религия, а также наука и образование, которые, по существу, и составляют духовную основу развития страны.

Если инновационные сценарии развития России в рамках реализации "Плана Путина" вполне могут воплотиться в жизнь в исторически сжатые сроки, то основы духовности – культура, религия, наука и образование – являются долговременным стратегическим приоритетом развития Российской Федерации и, следовательно, базисом формирования отечественной политики "мягкой мощи" государства.

В энниаграммах Института экономических стратегий культура и религия, а также наука и образование в прогнозных оценках немного уступают только параметру территории, которая у России, как известно, является самой большой в мире. Другие компоненты интегральной мощи России, такие как, например, армия, внешняя политика, экономика, природные ресурсы, население, управление, следуют за культурой, религией, наукой и образованием (8).

Издревле на Руси считали, что настоящая мощь заключена не в силе, а в правде. Такие ценности, как истина, благо и красота, особенно высоко ценились российской культурой.

Религия как основа всех форм общественного сознания в истории России всегда имела особенное значение, а в переломные моменты становилась исключительным и судьбоносным феноменом.

И возрождение, и восхождение…

Россия, как и Китай, Индия и Бразилия (т.е. БРИК), выбрала путь восходящего гиганта (9). Для такого выбора есть все основания – дальновидная элита, значительный интеллектуальный потенциал, достижения в области фундаментальной науки и инженерного образования, освоения космического пространства в мирных целях, использования ядерной энергии в интересах человека, а также необъятная территория, огромные запасы воды и леса, колоссальные природные ископаемые, мощный ракетно-ядерный щит. При этом в отличие от Китая, Индии и Бразилии Россия не просто восходит, а скорее возрождается после распада СССР, который являлся безусловной сверхдержавой.

Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г. и полет первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина в 1961 г., выдающиеся достижения отечественной науки и инженерной мысли в области ядерной энергетики и других областях, победы советских хоккеистов на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, мировой триумф балетного искусства или театра на основе системы Станиславского – все это, по существу, демонстрация "мягкой мощи" СССР. Другими словами, Россия имеет традиции и заделы, созданные предыдущими поколениями, на которых можно и нужно возводить собственную "мягкую мощь".

Одновременно статус страны -восходящего гиганта ко многому обязывает.

В первую очередь ускоренное развитие связано с сочетанием эволюционного и бифуркационного движения. Как сказал один мудрый китаец, "перспективы светлые, но путь извилистый". Однако чтобы бифуркации не привели к снижению качества развития или развороту, предстоит серьезная геополитическая управленческая работа, в которой особое место должна занять стратегия превращения России "в страну, самую привлекательную для жизни".

Это означает необходимость общественного консенсуса вокруг инновационной парадигмы развития на пути движения вперед. Чтобы дальновидная элита могла последовательно и планомерно реализовывать стратегию инновационного прорыва, потребуется сознательное и управляемое культивирование у населения "патриотического мышления" – совершенно необходимой питательной почвы амбициозных замыслов и планов.

Для потребностей инновационного развития необходимы сильная наука и рыночная экономика, которые в совокупности определяют спираль прогресса (10). Если же к ним добавить системное образование, то получится "золотой треугольник", на котором должно базироваться глобальное инновационное общество – ГИО.

О необходимости формирования ГИО было официально заявлено лидерами "Большой восьмерки" на встрече в Санкт-Петербурге в 2006 г. в документе "Образование для инновационных обществ в XXI в.".

В этом документе была поставлена задача "генерировать новые знания и стимулировать инновации для устойчивого развития в долгосрочной перспективе", а для этого необходимо создавать исследовательские сети с участием вузов, НИИ и бизнеса, пользоваться новейшими технологиями, содействовать глобальному распространению знаний и быстрому выводу технологий на рынок. Этот подход предполагает не только создание знаний на научной ниве, распространение их в вузах, но и превращение их в инновации с помощью бизнеса.

Необходимо отметить роль системного образования, которое всегда являлось своего рода "ключом зажигания для двигателя ускоренного развития". Системность предполагает повышение значимости начального и среднего образования, а также качества среднего профессионально-технического и высшего образования, внедрение модели "образование через всю жизнь".

Инновационное общество требует притока высококвалифицированных кадров, поэтому следует повысить требования к качеству образования выпускников вузов, их подготовленности к творческой деятельности и в целом конкурентоспособности на современном рынке труда. Качество стандартов образования в России должно соответствовать требованиям международного рынка образовательных услуг.

Инновационный прорыв представляет собой типичную бифуркацию, т.е. переход на качественно новый уровень развития происходит стремительно. В этой ситуации возникает острая потребность в высококвалифицированных специалистах, которая может быть удовлетворена на основе грамотной иммиграционной политики за счет массового привлечения специалистов соответствующего уровня, работающих за границей. Нам пора распрощаться с печальным опытом "утечки мозгов" и активно внедрять практику "циркуляции умов".

Разумеется, если страна привлекательна для жизни, если в ней созданы все необходимые условия для творческой деятельности, то можно рассчитывать на то, что лучшие умы потянутся в Россию. Это касается в первую очередь представителей "русского мира за границей", сложившегося в результате мощной эмиграции в начале и конце XX в. Российская диаспора насчитывает больше 25 млн человек. Конечно, она не такая многочисленная и сплоченная, как китайская диаспора, однако в интеллектуальном отношении весьма плодотворная. Имена многих наших соотечественников хорошо известны в мире. Достаточно назвать П.А. Сорокина, Н.Д. Кондратьева и В.В. Леонтьева. Ныне живущие на Западе интеллектуалы русского происхождения могли бы стать важным источником знаний и умений, так необходимых России в условиях инновационного прорыва. Однако возвращение на Родину должно быть результатом осознанного выбора человека. В этой связи Конгресс соотечественников мог бы стать важным звеном постоянно действующего механизма взаимодействия исторической Родины со своими "детьми", по воле судьбы, по собственному желанию или в силу непреодолимых жизненных обстоятельств оказавшимися за пределами России (11).

Одной рукой в ладоши не хлопнешь

На формирование "мягкой мощи" России оказывает влияние еще один важный фактор. Речь идет об активной внешней политике, прежде всего на научно-технологическом направлении. На Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Тунисе в 2006 г. была одобрена идея интернационализации Интернета. Затем состоялись крупные международные форумы, посвященные этой проблеме, в Афинах и Рио-де-Жанейро, на которых американцы всячески противодействовали тому, чтобы центр управления Интернетом, находящийся в настоящее время в Калифорнии, был интернационализирован и таким образом выведен из-под контроля США.

На глобальном и региональном уровнях Россия стала инициатором идеи обеспечения международной информационной безопасности, и ее одобрили все члены ООН, за исключением США. Американцы, видимо, полагают, что у них хватит национальных сил для борьбы с угрозами и вызовами, которые несет с собой информационно-коммуникационная революция. Однако, как говорят мудрые китайцы, одной рукой в ладоши не хлопнешь. Глобальные и даже региональные угрозы и вызовы можно преодолевать только на основе совместных усилий. Не случайно Россия активно обсуждает международную информационную безопасность в рамках ШОС. К этой проблематике большой интерес проявляют и страны, расположенные достаточно далеко от региона, государства которого объединены в ШОС.
Думается, что "мягкая мощь" России должна также включать в себя финансово-экономический компонент, который не связан непосредственно с "духовной составляющей", но опосредованно влияет на данный феномен (12).

Таким образом, духовная сфера развития Отечества – богатейшая культура, давшая миру великих композиторов и музыкантов, писателей и мыслителей, традиционные религии, прежде всего православие, а также ислам, иудаизм и даже буддизм, традиционно сильные семейные и родственные узы, мощная наука, как фундаментальная, так и прикладная, системное образование, включая продвинутое высшее инженерное образование, физическая культура, имеющая славные традиции и спортивные достижения, наличие интеллектуально мощной диаспоры за рубежом в сочетании с эффективной рыночной экономикой, сильной финансовой системой и активной внешней политикой, безусловно, играют ключевую роль в модернизации нашей страны.

Разумеется, в условиях бифуркации становление "мягкой мощи" России может быть только управляемым процессом. Дальнейшая разработка этой темы приведет к целенаправленным усилиям по наращиванию "мягкой мощи" российского государства, что во всех отношениях усилит геополитический статус Российской Федерации в современном и особенно будущем мире.

P.S. Если посмотреть на наши спортивные победы в хоккее и футболе через призму "мягкой мощи", то, думается, можно говорить не только о подъеме национальной гордости, но и о величии духа с мультипликативным эффектом. Мы видим, какие замечательные результаты приносит командная работа в сочетании с мастерством членов команды. Будучи по долгу службы в Баку в день уверенной победы наших футболистов в четвертьфинале чемпионата Европы над мощной сборной Голландии, я после матча воочию наблюдал кавалькаду автомашин бакинцев, которые, проезжая мимо посольства России, сигналили и кричали приветственные лозунги в поддержку России. Прямо скажем, очень внушительное послание нам накануне визита Президента Д.А. Медведева в Азербайджан. Конечно, не только спортивные, но и научно-интеллектуальные, а также культурные и духовные достижения формируют и укрепляют "мягкую мощь", и процесс этот многосторонний и долгий.


ПЭС 8051/04.03.2008

Примечания
1. Joseph S. Nye. Propaganda Isn’t the Way. Soft Power, January 10, 2003, The International Herald Tribune; Joseph S. Nye. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power; Joseph S. Nye. The Decline of America’s Power. Foreign Affairs, May/June 2004, Soft Power. The Means to Success in World Politics. Longman Classics in Political Science, 10 May 2005, и др.
2. Роговский Е.А. Борьба за контроль в космосе // Международные процессы. 2007. № 3 (15).
3. Цит. по: "Россия – Китай: XXI век", октябрь 2007 года, с. 50.
4. Девятов А. Страна покоряющей привлекательности. К итогам 17-го съезда КПК // Профиль. 2008. № 1, с. 32.
5. Официальный сайт Президента России, выступление на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года, с. 4.
6. См. стенограмму выступления первого заместителя Председателя Правительства России на V Красноярском экономическом форуме, официальный сайт Правительства России.
7. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Издательство "Экономика", 2005; Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. М.: Университетская книга, 2004; Россия и мир: взгляд из 2017 года. М.: Институт экономических стратегий, 2007; Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006; Технологический прогресс и современные международные отношения (учебник нового поколения под редакцией А.В. Крутских, изданный к 60-летию МГИМО МИД России). М.: Просвещение, 2004.
8. Россия и мир: взгляд из 2017 года. М.: Институт экономических стратегий, 2007, с. 104.
9. Восходящие страны-гиганты на мировой сцене XXI века ("круглый стол" в Институте Латинской Америки) // Латинская Америка. 2005. № 5-7.
10. Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Преемник: механизмы эволюции России. М.: Академический проект, 2007, с. 181.
11. См. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия / отв. ред. Ю.Е. Фокин. М.: ТЕРРА, 2001.
12. См. Васильев В.С., Роговский Е.А. О грядущей финансовой турбулентности // США и Канада. 2008. № 3.

Следить за новостями ИНЭС: