Дорога, которую нам указывают — или мы выбираем вместе?

Номер 4. Inside out

Окончание статьи, где автор последовательно доказывает, что нынешний экономический кризис, представляемый большинством экспертов как временное явление, свойственное развитию мировой капиталистической системы как таковой, на деле есть выражение нежизнеспособности избранной модели экономического развития, которая обусловила всплеск финансового мошенничества и усиление процесса обнищания народонаселения мира.

Виктория Перская
Дорога, которую нам указывают – или мы выбираем вместе?

"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 52-58

Перская Виктория Вадимовна – д.э.н., профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Окончание. Начало см. в № 3/2009.

Каков выход?

Согласно Концепции развития РФ до 2020 г., национальная экономика должна ускоренными темпами превратиться из экспортно-сырьевой в инновационно ориентированную. А что представляет собой инновационность в условиях открытой хозяйственной системы? По мнению Е.В. Сапир, основными признаками "инновационной среды являются способность хозяйствующего субъекта и индивидуума свободно генерировать новое знание, наличие интеллектуальной свободы и пространства творческого поиска, существование возможности импровизации при наличии гибкой сетевой инфраструктуры и т.п." (1).

Другими словами, инновационная модель – это такая модель развития экономики, которая несет в себе высокий потенциал саморазвития, а также использования нового знания на практике, ускоренного его внедрения.

Согласно теореме Рыбчинского, растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в тех сегментах, где этот фактор используется менее интенсивно.
Какими факторами располагает Россия в настоящее время? В принципе, все эти факторы неизменны. Это труд, капитал, природные и трудовые ресурсы, земля. Согласно той же теореме, разработка новых природных ископаемых, направление инвестиций, в том числе в новые месторождения, приводит к оттоку капитала из других отраслей или уже действующих предприятий, которые, в свою очередь, начинают терять норму прибыльности.

В этой связи для современного развития топливного комплекса России вполне логичным представляется доминирование устойчивой тенденции:
oэксплуатация нефтегазоместорождений, разработка которых была начата еще во времена СССР, при минимальных затратах на обновление основных фондов;
oсдерживание инвестирования новых национальных технологических разработок при стремлении обновить используемое оборудование за счет импорта;
oснижение объема внутренних, корпоративных затрат на проведение геологоразведочных работ.

Именно этому, как мы видим, соответствовали валютная и таможенная политика России. И именно на закупки технологического импорта, аналогов которому, естественно, в таких условиях не может быть ни в научных опытных образцах, ни в серийном производстве в России, была ориентирована торговая политика в рамках присоединения России к ВТО, т.к. унификация таможенных тарифов и их связывание возможно только применительно к продукции обрабатывающих, а не сырьевых отраслей.

В этой связи нам представляется логичным, что, говоря об инновационности построения национальной экономики, надо исходить из сложившихся реалий, т.е. наличия внимания инвесторов к развитию топливно-сырьевого сегмента российского хозяйства. Для отечественных скважин характерен достаточно низкий уровень производительного использования – в разы ниже, чем в странах Персидского залива и в Норвегии. С точки зрения издержек производства наши углеводороды достаточно дорогие, и прежде всего в силу их северного местонахождения. Механизм транспортировки, в первую очередь нефти, связан преимущественно с трубопроводами, а это означает, что качество нефти и ее чистота снижаются, т.к. происходит смешивание нефти из разных скважин. В современных условиях отказаться от экспорта углеводородов наша экономика не в состоянии ни по политическим, ни по экономическим соображениям. Да это было бы и неоправданно. Довод, что сырьевая экономика не может быть инновационно ориентированной, на наш взгляд, неубедителен. По данным Международного экономического форума (2), такие страны, как Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, с 2000 г. демонстрируют достаточно высокий показатель индекса глобальной конкурентоспособности, причем четко проявляется тенденция его повышения. Так, например, Саудовская Аравия с 35-го места в 2007-2008 гг. поднялась на 27-е место в 2008-2009 гг., Катар с 31-го места переместился на 26-е, Бахрейн – с 43-го на 37-е и т.д. А что касается индекса сетевой зрелости (Networked Readiness Index), то (в 2008-2009 гг. против 2006-2007 гг.) Арабские Эмираты поднялись на 27-е место с 29-го, Катар – с 36-го на 29-е, Бахрейн – с 50-го на 37-е. Для сравнения: Российская Федерация в 2006-2007 гг. была на 70-м месте, а в 2008-2009 гг. оказалась на 74-м.

Табл. 1 дает представление о том, что собой представляет этот индекс.

Исходя из данной информации, можно сделать вывод, что на международную конкурентоспособность влияет не столько отраслевая структура экономики, сколько предпринимательский климат в стране. А он зависит от наличия заинтересованности бизнеса в поступательности развития на качественно более высоком уровне и от совпадения векторов интересов правительства и бизнеса, от транспарентности ведения дел как в предпринимательской среде, включая финансы, так и в государственных и муниципальных органах управления, от подготовленности национальных кадров и их ориентированности на производительный труд. Другими словами, кадровый потенциал страны должен отчетливо осознавать, что только интенсивные факторы способны сформировать в экономике инновационные точки роста.

Мы полагаем, что выход нам подсказывает теорема Рыбчинского – при падении цен на нефть на мировом рынке надо направить усилия и инвестиции на развитие национальных научно-технологических разработок по добыче и переработке углеводородов, их оптимальной транспортировке. Причем разработки необходимо интенсифицировать на базе преимущественно высших учебных заведений, финансируя их на основе частнопредпринимательского партнерства. Почему мы исходим именно из этого посыла? Да потому, что нет необходимости без нужды проводить огосударствление всех недостаточно эффективных хозяйствующих субъектов, в том числе в сегменте добычи и переработки сырья. Ведь частный капитал уже "снял сливки" с данных объектов, так пусть и направит свои усилия на их инновационное обновление. Вузовская наука, как свидетельствует мировой опыт, может предложить новые, нетрадиционные подходы к решению сложных задач, но ее слабым звеном является внедрение изобретений. Именно это инфраструктурное звено и должно быть развито в современных условиях. Ученые, так же как и деятели искусств, нуждаются в продюсерах, менеджерах, способных отстоять право интеллектуальной собственности, развернуть кампанию по рекламе и внедрению новаций. Для этого необходимы денежные ресурсы. Они могут быть получены за счет технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурного финансирования, а также за счет более активной деятельности крупного бизнеса России, в частности создания фонда продвижения инноваций при РСПП. Заинтересовать бизнес в инновациях можно, на наш взгляд, и гибкой налоговой политикой, а расчет экспортной пошлины или изъятия природной ренты производить исходя из:

  • уровня прибыли нефтедобывающей компании, ограничив его в соответствии с общемировой практикой в пределах 10%;
  • уровня издержек по каждому конкретному месторождению с учетом природно-климатических условий, а также социального фактора: обучения, дополнительного компенсирования надбавок, досрочного выхода на пенсию, специфики использования вахтового метода и пр.;
  • уровня расходования средств на геологоразведку, на модернизацию, реконструкцию, разработку нового оборудования, повышающего отдачу скважин. Кроме того, целесообразно разработать механизм субсидирования поставок минерального сырья на внутренний рынок в условиях повышения цен на мировых рынках.

В качестве мер стимулирования развития нефтеперерабатывающих производств в России можно привлечь государственные и региональные бюджетные средства, например в виде госзаказа, на организацию открытых конкурсов для строительства нефтеперерабатывающих предприятий на территории РФ; на производство инновационного, технологического оборудования для нефтегазодобычи, транспортировки, очистки и реализации потребителям.

Ожидание роста мировых цен на нефть как фактора, способного прекратить кризис в экономике России, на наш взгляд, является несколько утопичным, т.к. у любого кризиса есть энергия как разрушительная, так и требующая внутренних преобразований и изменений. Поэтому индустриально развитые страны разработали свои национальные антикризисные программы и рассматривают мероприятия, которые в дальнейшем позволят избежать таких системных кризисов. Кроме того, ожидать, что углеводороды останутся основным энергетическим компонентом в мировом хозяйстве, тоже нельзя. По прогнозам специалистов, к 2017-2020 гг. в мире будет создан достаточно конкурентоспособный альтернативный источник энергии.

Правомерным нам представляется и ожидание того, что промышленно развитые страны по завершении кризиса смогут перейти на более высокий технологический уклад, т.е. выйдут обновленными. Вряд ли сохранятся и факторы бесконтрольного обращения глобальных финансов и искусственного, спекулятивного взвинчивания цен на нефть и нефтепродукты. Поэтому "ценовой рай", видимо, уже не повторится, и расчет на него не оправдан.

Следующий фактор, который, на наш взгляд, может явиться для России прорывным в части международной конкурентоспособности, – это развитие сельского хозяйства и уменьшение зависимости от импорта продовольствия, продуктов питания, изготавливаемых по несвойственным российским традициям технологиям и с использованием генномодифицированных добавок. В настоящее время рынок продовольствия и производства продуктов питания в РФ практически поделен между импортерами и крупнейшими ТНК, приобретшими в собственность фабрики, хлебопекарни, молочные предприятия. На нашем рынке занимают ведущие позиции международные бренды Coca Cola, Danon, "Вимм-Билль-Данн" и пр. Число отечественных производителей сыров, традиционных кисломолочных продуктов, сливочного масла, колбас и прочего сокращается, и на смену их продукции идет конкурентоспособный по цене импорт. У наших сельхозпроизводителей проблемы с получением кредитов, погашение которых может быть обеспечено за счет реализации продукции, практически разрушена так называемая воспроизводственная цепочка в сельском хозяйстве, когда продукцию можно не только произвести, но и сохранить, переработать и продать внутри страны или за ее пределами. А ведь продукты питания – это фактор обеспечения здоровья нации. Зависимость многих регионов от импорта (свыше 30% объема) вызывает опасения по поводу национальной экономической безопасности. Представляется, что в сельском хозяйстве необходимо повысить уровень субсидирования, особенно в условиях кризиса. Ежегодный рост субсидий до 9 млрд долл. (это оговаривается в процессе переговоров относительно присоединения России к ВТО) даст нашему сельскому хозяйству новый импульс для саморазвития, ведь наша страна ориентирована на самообеспечение продовольствием и обладает всем необходимым для этого. Нужны государственные интервенции, причем тогда, когда это требуется фермерам, т.е. в момент сбора урожая, а не с опозданием в 1-3 месяца, когда урожай уже скуплен спекулянтами. Опыт успешного развития сельского хозяйства нам дает Евросоюз, использующий механизмы интервенций и субсидирования. Нам также представляется достаточно важным вопрос об организационной структуре сельскохозяйственного воспроизводства, т.к. мало где сохранились крупные агропромышленные комплексы. В этой связи, видимо, правомерна постановка вопроса о развитии кооперации производителей по воспроизводственному циклу на основе объединения фермеров (в отдельных регионах) или использования наемного труда бывших колхозников на базе кооперативов. В этой связи возникает вопрос о трудовых ресурсах в сельскохозяйственных районах, миграция из которых коренного населения началась еще в 60-е гг. прошлого века, а в эпоху ориентации на импорт сельскохозяйственных продуктов и продовольствия, снижения тарифов под лозунгом "более дешевый продукт поступит на внутренний рынок в условиях, когда более чем 44% народонаселения относятся к низкообеспеченным слоям" (см. табл. 2), окончательно приобрела устойчивый характер, особенно это касается молодежи. Примерно 60% наших граждан относятся к неблагополучным слоям по уровню материального достатка, переходные слои составляют еще 22% населения, и только 18% имеют средний и высокий материальный достаток (3). Полагаем, что оптимальным может быть использование труда контрактных работников из числа российских граждан и граждан стран ближнего зарубежья. Использование иностранной рабочей силы требует жесткого контроля за соблюдением технологического цикла выполняемых работ. В противном случае разные традиции и, как правило, низкий культурно-образовательный ценз приехавших обусловливают использование ими в земледелии недопустимых в соответствии с нашими техническими стандартами пестицидов и гербицидов, что зачастую ведет к потере практически всего объема произведенной продукции. Кроме того, контрактация, поскольку она носит временный характер, не предполагает формирования постоянно проживающих на территории приглашающей страны этнических сообществ, а следовательно, не ведет к необходимости этносоциального, психологического, культурного и языкового сближения титульных наций отдельных территорий и прибывших рабочих.

Называя среди приоритетов традиционно сложившийся сырьевой сегмент экономики и сельское хозяйство, включающее в себя хранение и переработку продукции по всей воспроизводственной цепочке, мы не отрицаем значения космической отрасли, авиа- и судостроения как высокотехнологичных сегментов экономики России. Но эти сегменты также должны претерпеть модернизацию, быстрее использовать новые технологии и материалы, сократив до минимума путь от изобретения до внедрения и налаживания серийного производства. В Муромском институте Владимирского государственного университета мы видели акустическую аппаратуру, изготовленную на опытном производстве, очень высокого качества и простую в эксплуатации. Но чтобы наладить ее массовое производство, необходимы существенные инвестиции. Причем желательно, чтобы в сегментах, близких к технологиям двойного назначения, эти инвестиции были отечественными.

Во многих российских городах учебные заведения, имеющие высокий научный потенциал, выполняют роль градообразующих предприятий. В эпоху холодной войны научные изобретения не только хорошо финансировались государством, но и незамедлительно внедрялись в ВПК. Тогда никто не обращал внимания на величину издержек производства. Вместе с тем многие научные изобретения не были реализованы в гражданской сфере. Созданные сегодня государственные корпорации предпринимают шаги по консолидации научной мысли и сил, направляя их по пути использования побочных результатов разработок или самих разработок в гражданском производстве. Но мы хотим обратить внимание на тот факт, что нельзя ориентироваться исключительно на госзаказ, на повышение его доли и объемов. На базе технопарков или технополисов и вузов необходимо сформировать "продюсерские компании", которые будут в качестве менеджеров рекламировать, продвигать новации, выводить их на уровень серийного производства. И вполне оправданным является участие в этих компаниях банков или других компаний, обладающих инвестиционным потенциалом, потому что любое продвижение на рынок, а уж тем более с учетом прав интеллектуальной собственности, предполагает достаточно крупные инвестиции. Вполне возможно, что частный капитал выступит в такого рода проектах только как дольщик, а ведущая роль стратегического инвестора должна принадлежать государственным корпорациям. В этой связи целесообразно, чтобы политика технических стандартов и регламентов в некоторой степени была направлена на стимулирование: а) использования конкурентоспособных отечественных разработок как наиболее оптимальных с позиции издержек и получения долгосрочного эффекта; б) сокращения зависимости от импорта технологий и технологического оборудования "не первой свежести", а также запчастей и технического сервиса; в) хозяйствующих субъектов, добившихся конкурентных преимуществ на российском рынке за счет перехода к выпуску продукции и оснащения своего производства на уровне более совершенного технологического уклада – четвертого, пятого или шестого. Нам представляется необходимым стимулирование в сфере налогообложения, использование инструментов льготирования при кредитно-финансовом обеспечении деятельности таких хозсубъектов, содействие им в организации рекламной и выставочной деятельности и пр. Но здесь опять мы сталкиваемся с вопросом инфраструктуры бизнеса, которая в нашей стране еще абсолютно не соответствует требованиям современности. Ни Торгово-промышленная палата, ни Российский союз предпринимателей и промышленников пока не заняли активной созидательной позиции, не выступили в поддержку, в первую очередь, российских средних и малых предприятий. Создание компаний или структур "продвижения продукции" на рынок внутри страны и за ее пределами также могло бы стать одним из направлений деятельности этих организаций. Полагаем, что РСПП должен всячески содействовать организации и распространению частно-государственного партнерства. Необходимо сформировать условия для повышения ответственности бизнеса перед обществом, выполнения им социальной функции, подобно тому как это происходит в Германии, Швеции, Норвегии, Франции и других странах. Примером может служить и Япония, где под эгидой пяти крупнейших фирм работают тысячи малых предприятий, главным образом в сегменте создания инноваций, причем в основу отношений головных компаний с ними заложены принципы так называемой "новой конкуренции", когда стоимостные характеристики не являются приоритетными.

Государство со своей стороны должно обеспечить российским компаниям предсказуемость инвестиционно-предпринимательской среды для реализации хозяйственной деятельности, защищенность и поддержку на внешнем рынке, рамочно благоприятные условия и политический имидж для внешнеэкономической деятельности за рубежом и пр. Со стороны государства мы вправе сегодня ожидать более активного участия в процессе санации градообразующих и технологически насыщенных предприятий, в том числе методом огосударствления через приобретение акций по действующей рыночной цене. Мы против радикальной национализации и передела собственности – пока никто не доказал, что государственная собственность менее эффективна, чем частная. Все, на наш взгляд, зависит от системы управления этой собственностью. Банкротство компании Chrysler свидетельствует именно об этом. Неэффективный корпус менеджеров и их ежегодные бонусы, удорожание себестоимости производства и высочайшие трансакционные издержки, достаточно дорогой сервис и отсутствие прогнозных оценок покупательского спроса – все это обусловило необходимость санации компании и приобретение ее итальянским концерном Fiat. Если государство в состоянии выступить в роли эффективного собственника, то это можно только приветствовать, потому что кроме этого оно призвано исполнять и целый ряд социальных функций, что будет иметь положительный резонанс в обществе. Частный же предприниматель в российских условиях фактически может игнорировать эти функции, повышая свою индивидуальную прибыль и при этом не учитывая интересы коллектива своего предприятия. Другое дело – местничество, кумовство и семейственность при раздаче государственных и муниципальных "портфелей", также имеющие место в силу отношений, традиционно сложившихся в России еще в начале ХХ в. Такое распределение должностей практически исключает возможность того, что процесс управления хозяйством или регулирования той или иной сферы экономической политики будет достаточно эффективен.

Мы опять наступаем на те же грабли, что и в начале века, когда правящая элита вне зависимости от образовательного ценза и личных качеств претендентов формировала управляющий корпус.

Результатом такой политики стала революция и последовавшая за ней братоубийственная Гражданская война, автаркия и прочее. Не случайно в СССР, учитывая исторический опыт, была категорически запрещена семейственность. Мы, похоже, забыли уроки истории. Естественно, "семейственная", "родоплеменная" кадровая политика является объектом критики со стороны зарубежных партнеров. Именно она может стать аргументом, доказывающим неэффективность повышения доли государства в стратегически важных сегментах национальной экономики.

Как уже упоминалось, сегодня наступило время, когда России предстоит осознать, что необходима смена парадигмы экономического развития, в том числе в первую очередь в сфере внешнеэкономической политики (4).

Подобно тому как в начале 90-х гг. прошлого века процесс кардинальной системной перестройки национального хозяйства начинался с дерегулирования и либерализации внешнеэкономической деятельности, так и сейчас ВЭД России определяет ее место в мировой экономике, отвечающее реальному потенциалу страны и общества в целом. В данной статье мы остановились только на самых важных, наш взгляд, аспектах.

Во-первых, в условиях системного мирового экономического (а не только финансового, как нам пытаются внушить неолиберальные политики) кризиса Россия имеет не только исторический шанс, но и объективные предпосылки более активного участия в процессе регионализации мировой экономики. В частности, имеется в виду преобразование стратегии внешнеэкономической политики РФ по отношению к региональным союзам, альянсам, объединениям. Так, например, Китай и Евросоюз в дополнение к имеющимся региональным соглашениям проводят в странах Латинской Америки достаточно гибкую политику. Эти соглашения выступают в роли инструментов, противодействующих процессу их дискриминации в рамках глобальной унификации и стандартизации. Соглашения о свободной торговле, получившие широкое распространение в Латинской Америке, также нацелены на гармонизацию, мультилатеризацию и конвергенцию методов взаимной торговли, но противодействуют отмене тарифных ограничений в рамках ВТО. Другими словами, взаимодействие этих стран направлено на усиление внутрирегиональной взаимодополняемости и взаимовыгодности торгово-экономического партнерства. Наша страна только сейчас, осознав роль регионализации, приступила к реализации стратегии, направленной на создание постепенно расширяющихся кумулятивных зон партнерства, что является как фактором повышения национальной и международной конкурентоспособности партнеров, так и шагом в направлении формирования многополярной системы мирового хозяйства.

Неоправданно мало внимания в системе ВЭП уделяется странам, граничащим с РФ и ранее входившим в состав СССР. Не случайно именно эти государства стали объектом пристального внимания со стороны западных компаний и политиков, региональных объединений. В первую очередь это относится к странам СНГ (за исключением стран Балтии, а сейчас уже и Грузии, и Украины), которые в потенциале могут составить региональный блок, способный конкурентно противостоять глобальным процессам. Несомненными плюсами выступают языковая общность и этносоциальная, культурно-религиозная идентичность народов, более полувека живших в едином государстве. Технологическая культура производства в этих странах также пока кардинально не отличается. Нельзя не отметить также, что их руководство заинтересовано в углублении взаимодействия, и в первую очередь инвестиционного.

Что же препятствует развитию регионального партнерства? На наш взгляд, во-первых, это разнонаправленность векторов интересов государства и бизнеса, прежде всего крупного. Во-вторых, слабость системы государственной власти, высокая степень ее забюрократизированности. В-третьих, это желание лидеров отдельных стран, понимающих своевременность постановки вопроса о создании реально функционирующего регионального объединения, получить как можно больше преимуществ, выгод и гарантий для себя лично. Видимо, в этих условиях руководители государств должны продемонстрировать твердую волю и в течение 1-2 месяцев с момента подписания соглашения начать его реализацию.

Полагаем также, что усиление регионального взаимодействия России со странами ближнего зарубежья позволит постепенно повысить уровень взаимодополняемости экономик наших стран через внешнеторговые поставки и перевести расчеты за них на рублевую основу. Что важнее – конкурентоспособность национальной экономики или перевод национальной валюты в разряд конвертируемых, а затем и резервных валют? Мы полагаем, что конкурентоспособность. Но нельзя исключать и того, что фактор повышения взаимодополняемости экономик регионального объединения, союза и пр. будет способствовать образованию реального платежеспособного спроса на производимую продукцию, причем не только сырьевого сектора первичного звена, но и продукцию с достаточно высоким уровнем добавленной стоимости даже в том же сырьевом сегменте. В этом случае конвертируемость вполне достижима. Почему Китаю удается перевести товаропотоки на юань в зоне своей торговли? Да потому, что, по оперативным предварительным данным Торгпредства Республики Саха в КНР, опирающимся на статистические данные КНР за 2008 г., если внешнеторговый оборот в 2008 г. составил примерно 2,6 трлн долл., то экспорт – более 50%, в том числе доля машинотехнической продукции и продукции с высокой долей добавленной стоимости превысила 90%.

Создание регионального объединения в рамках СНГ нам представляется актуальным еще и потому, что многие страны тоже выступают в роли энергодоноров для мирового хозяйства. Формирование международного консорциума или альянса по координации ценовой политики на международном и региональном уровне по минерально-сырьевому компоненту повысит прогнозируемость и предсказуемость развития как регионального, так и российского экспорта, да и экономики в целом, способствуя повышению ее устойчивости в мировом сообществе, в том числе к кризисам, которые свойственны капиталистической системе как таковой.

ПЭС 9138/07.05.2009

Примечания
1. Сапир Е.В. Создание инновационной среды развития – условие повышения конкурентоспособности российской экономики – доклад на научной конференции в МГИМО(У) МИД РФ "Проблемы конкурентоспособности России и международный финансовый кризис". Москва, 2009.
2. The Global Information Technology Report 2008-2009, р. 51.
3. Бобков В.Н. Социальная структура российского общества по уровню материального достатка (в начале экономического кризиса): Научный доклад. Москва, РАГС, апрель 2009 г.
4. Перская В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. М.: АНКИЛ, 2007.

 

Следить за новостями ИНЭС: