Динамика слияний и поглощений в России

Номер 5-6. Паутина рисков

Слияние и поглощение – одни из наиболее популярных инструментов роста и развития западных компаний. Актуально ли это для России? 

Татьяна Андреева
Динамика слияний и поглощений в России

"Экономические стратегии", 2001, №5-6, стр. 84-85.

На Западе волны слияний и поглощений сменяли друг друга. При этом их количество и объем все нарастали. Данный экономический феномен стал одним из наиболее популярных инструментов роста и развития западных компаний. Насколько эта тема актуальна для современной России?

Поскольку индустриализация в нашей стране началась позже, чем на Западе, к моменту смены власти в 1917 году не были сформированы предпосылки, необходимые для массовых объединений компаний. Дальнейшие события – войны, последствия экономической и демографической политики – тем более не способствовали "концентрации капитала". Этот процесс начался только в 1960-70-е годы. Он порождал в основном организации с жестко централизованным управлением, тесно связанные по вертикальной технологической цепочке. "Перестройка" послужила толчком к стремительному разукрупнению этих неповоротливых структур.

В начале 1990-х годов произошло восстановление разрушенных технологических цепочек, или просто объединение капитала для большей устойчивости компаний.

Но говорить о волне слияний в России можно, скорее всего, с 1997 года. Усиление конкуренции затронуло различные отрасли, в том числе и новые компании. Раньше других к интеграции приступили банки. Среди основных причин, побудивших их к объединению, назывались необходимость выполнения новых требований Центробанка РФ по увеличению уставного капитала, а также расширение клиентской базы и спектра услуг за счет объединения различных видов лицензий, принадлежащих партнерам.

Общим лейтмотивом для слияний выступило сопротивление экспансии на российский рынок западных конкурентов. Например, для защиты от объединенного гиганта Alcoa (США) и Alcan (Канада) "Сибирским алюминием" и "Сибнефтью" был создан "отечественный аналог" – "Русский алюминий", призванный объединить под одним крылом и отрегулировать всю вертикальную цепочку отрасли. Более того, "Сибирский алюминий" приобрел контрольный пакет Павловского автобусного завода, установил контроль над ГАЗом и рядом других автомобильных заводов. "Северсталь" – гигант черной металлургии – приобрела своего основного поставщика сырья – Оленегорский горно-обогатительный комбинат – и стала ведущим акционером Ульяновского автомобильного завода, для которого она является монопольным поставщиком металла. Декларируя стратегию, нацеленную на диверсификацию, "Северсталь" установила также контроль над Заволжским моторным и Коломенским тепловозостроительным заводами. Судя по этим фактам, российская металлургическая промышленность пытается замкнуть в свои вертикальные холдинги всю технологическую цепочку, от добычи сырья до производства конечной продукции.

Схема 1. Динамика слияний и поглощений на территории России

Августовский кризис 1998 года способствовал вытеснению резко подорожавших импортных товаров. Ряд российских производителей получил дополнительную возможность экспорта своей продукции. Это послужило толчком к объединению как российских, так и отечественных и иностранных партнеров. Наиболее наглядно интеграционные процессы можно было наблюдать на примере легкой промышленности, которая пережила в 1999 году инвестиционный бум, во многом связанный со стремлением иностранных производителей сохранить свое присутствие на российском рынке. В совокупности со стремительным восстановлением позиций отечественных производителей, это привело к интенсивной интеграции, более всего затронувшей кондитерскую, пивоваренную, молочную, табачную и фармацевтическую отрасли.

С осени 1997 года интерес к объединению появился и у "новых" компаний, особенно в секторе услуг. Тогда несколько пар ведущих игроков на различных рынках одна за другой сообщили о намерении стать единым бизнесом: "Белый Ветер" и DVM в производстве и торговле компьютерной техникой, "Парус" и "Галактика" в производстве программных продуктов, "Бегемот" и "Интурист" в туристическом секторе. Последнее время участились слияния в области торговли, телекоммуникаций и страхования.
В связи с информационной закрытостью российских компаний возможно провести лишь качественный анализ имеющегося фактического материала по слияниям и поглощениям в России, в результате которого были выявлены следующие специфические характеристики отечественных сделок:

  • более узкое понимание самих терминов "слияние" или "поглощение", результатом чего является невнимание к важным аспектам сделок, формально не попадающих под определение слияния или поглощения, например, холдинги, корпорации и так далее;
  • разница в планировании и осуществлении слияний и поглощений между "старыми" и "новыми" компаниями. Первые, по историческим причинам, гораздо больше по численности персонала. Они, как правило, имеют недостаточно профессиональный менеджмент. Размеры этих организаций часто служат буфером, предохраняющим рядовых сотрудников от изменений. "Новые" же компании чаще всего меньше по размеру, имеют более гибкий менеджмент и, преследуя в основном мотивы синергии и усиления своей рыночной позиции, серьезнее задумываются над выбором партнера и стратегией интеграции;
  • возрастание роли враждебных поглощений. Недавние примеры в кондитерской отрасли – лишь единицы из множества подобных. Руководители понимают, что у нового владельца неизбежно возникнут вопросы относительно эффективности, и стремятся сохранить занимаемые годами места. В этом смысле такие попытки враждебных поглощений, вне зависимости от того, удаются они или нет, можно рассматривать как положительный инструмент, "санирующий" управление;
    неразделенность во многих компаниях собственности и управления, что накладывает серьезный отпечаток на принятие решения об объединении. Здесь большое значение имеют субъективный настрой собственника, амбиции в связи с построением "империи" или реализацией его управленческих талантов. Лишь немногие задумываются над расчетами или хотя бы формализованной оценкой доводов "за" и "против;
  • недооценка российскими руководителями управления самим процессом интеграции двух организаций, в том числе сложности управления людьми в процессе значительных организационных изменений.

Это оказывает разрушительное воздействие на эффективность сделок.

Схема 2. Особенности слияний и поглощений в России

Опыт отечественных пионеров в области слияний и поглощений наводит на мысли о том, что в ближайшее время явление интеграции российских компаний вряд ли примет те же масштабы, что и на Западе. При этом, говоря о масштабах, мы имеем в виду суммы сделок, а не их количество, поскольку полагаем, что число неизвестных широкому кругу слияний и поглощений стремительно растет. Немногочисленность очень крупных сделок обусловлена финансовыми ограничениями. Тем не менее, потенциальные выгоды от объединения привлекают все больше российских фирм. Учитывая ограниченные финансовые возможности отечественных компаний, было бы целесообразно обратиться к имеющемуся западному опыту в области проведения подобных сделок, чтобы помочь руководителям предотвратить неэффективные расходы.

Следить за новостями ИНЭС: