«Да возвеличится Россия, да гибнут наши имена…»

Номер 5-6. Обескураживающая простота

По паспорту он австралиец, по рождению — русский. Протоиерей Михаил Алексеевич Протопопов, православный священник из Мельбурна, верит, что однажды Россия примет всех своих сынов, волею судеб разбросанных по миру и, открыв им не только свои двери, но и сердце, скажет: «Добро пожаловать домой, чада наши…»
Потомственный дворянин, сын царского офицера, полковника казачьего Всевеликого войска Донского, доктор исторических наук, профессор Мельбурнского университета, он участвовал в переговорах по объединению Русской Православной Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московской Патриархии. В мае 2006 г. в Сан-Франциско (США) на Четвертом Всезарубежном Соборе вопрос о сближении двух Церквей был решен положительно, к радости православных всего мира.
Его награды говорят о трудолюбии и истинном благородстве. Великая княгиня Мария Владимировна пожаловала ему орден Святой Анны, а королева Елизавета — орден Австралии. ООН отметила его заслуги медалью, а современная Россия — орденом Дружбы народов.
С благочинным Австралийско-Новозеландской епархии протоиереем Михаилом Протопоповым беседует корреспондент журнала «Экономические стратегии» Наталия Вершинина.

Благочинный Австралийско-Новозеландской епархии протоиерей Михаил (Протопопов)
"Да возвеличится Россия, да гибнут наши имена…"

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 06-11

По паспорту он австралиец, по рождению – русский. Протоиерей Михаил Алексеевич Протопопов, православный священник из Мельбурна, верит, что однажды Россия примет всех своих сынов, волею судеб разбросанных по миру, и, открыв им не только свои двери, но и сердце, скажет: "Добро пожаловать домой, чада наши…"
Потомственный дворянин, сын царского офицера, полковника казачьего Всевеликого войска Донского, доктор исторических наук, профессор Мельбурнского университета, он участвовал в переговорах по объединению Русской Православной Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московской Патриархии. В мае 2006 г. в Сан-Франциско (США) на Четвертом Всезарубежном Соборе вопрос о сближении двух Церквей был решен положительно, к радости православных всего мира.
Его награды говорят о трудолюбии и истинном благородстве. Великая княгиня Мария Владимировна пожаловала ему орден Святой Анны, а королева Елизавета – орден Австралии. ООН отметила его заслуги медалью, а современная Россия – орденом Дружбы народов.
С благочинным Австралийско-Новозеландской епархии протоиереем Михаилом Протопоповым беседовала комментатор Всемирной Русской службы РГРК "Голос России" Наталия Вершинина – специально для журнала "Экономические стратегии".

В древней китайской повести ХII в. один человек подарил другому переплетенный шнур, завязанный узлом – в знак полного единения их судеб…

Встречи на перекрестках ХХI в. – знак пересечения наших судеб…

Отец Михаил, как Вам современная Россия? Давно ли Вы не были здесь?

Я приезжаю в Россию довольно часто. После крушения советской власти приехал сюда уже в одиннадцатый раз. В начале 1990-х гг.
приезжал сначала с гуманитарной помощью, а потом просто посмотреть на Россию, приобщиться к ее народу, к ее святости. Теперь вот участвовал в переговорах о сближении двух частей Русской Православной Церкви – зарубежной и российской.

Что мешало объединению, единству двух Церквей?

Мы все – жертвы политики "холодной войны", поэтому нас многое разделяло. Чем больше мы говорили, тем больше выяснялось, что у нас есть очень много общего.
До сих пор нас разделяли вопросы коммунизма, непризнание Новых мучеников и Царственных мучеников. Отношение к советскому государству у представителей этих двух Церквей было совершенно разное. Это, конечно, мешало.

Неоднозначным было и отношение к казачеству. Ваша судьба – это удивительная, непростая история потомственного казака.

Да, я из казачьей семьи. Отец мой был царской службы полковник Всевеликого войска Донского. После Второй мировой войны англичане выдали его советской власти, он отсидел двенадцать лет в концлагерях. Поэтому у меня особое отношение к казачеству. Я очень рад видеть, что сейчас в России возрождается казачество. Современные казаки – не просто ряженые в форме. Они по-настоящему болеют за Россию и казачество, не только возрождают традиции, но и помогают тем казакам, которые по разным причинам не в состоянии помочь себе сами – это положительное явление, на мой взгляд.

На карте Австралия выглядит островком в океане. Она, казалось бы, слишком мала, чтобы оказывать помощь таким державам, как Россия.

Австралия – не остров, а континент, территория которого сравнима с территорией США или Европы. И то, что нас, русских, в Австралии не так много (всего лишь 150 тыс., и среди прочих – казаки), не означает, что нам нечего передать России. Мы сохранили многое из того, что здесь утрачено. Не только казаки, но и Русская Православная Церковь, общественные организации интересуются тем, что и как мы сохранили, можем ли мы передать опыт тем, кто здесь, в России, старается восстановить добрую жизнь.
Мы сберегли русские сокровища. К примеру, после завершения белой борьбы в Австралию выехало Уральское казачье войско, а это четыре тысячи шашек, люди, которые покинули территорию России со своими знаменами. На их долю выпали тяжелые испытания. Многие из них завершили свой путь в Австралии, и теперь здесь живут их дети, внуки и правнуки. Одни из них сохранили русскость, другие – утратили. Но тем не менее они есть. В наших храмах стоят казачьи знамена, которые мы могли бы в будущем вернуть России.

В Австралии хранится икона Абалацкой Божьей Матери. Генерал Дитерихс вывез ее в Китай, а после его смерти его дочь привезла эту икону в Австралию. У нас чудотворная икона Ахтырской Божьей Матери. И, дай Бог, придет время, когда святыни вернутся на Родину, в Россию.

По дипломатическому протоколу к Вам нужно обращаться "Ваше высокопреподобие".

Да, но лучше обращайтесь "отец Михаил".

Хорошо. Отец Михаил, не возникает ли у Вас желания вернуться на Родину насовсем?

Я часто приезжаю в Россию. Но жить здесь – нет, не тянет. Мои родители покинули Россию в 1920 г. Они прожили свой век в Европе, а после Второй мировой войны мы уехали в Австралию.

Я живу в Австралии 57 лет. Для многих это – целая жизнь. Божий виноградник настолько обширен, что для русского православного священника хватает работы даже в отдаленном краю – в Австралии. Одним – быть вельможами града Московского, а другим – быть пастырями на окраине нашей Церкви. Мы делаем наше дело там, мы собираем, охраняем, любим, молимся за русских, которые там живут или приезжают. Одновременно у нас ведется миссионерское дело – мы распространяем православие среди австралийцев.

У Вас такой превосходный русский язык! С паствой тоже по-русски говорите?

На двух языках. Я также говорю и по-английски.

Расскажите о Вашей пастве, о "русской Австралии", о том, как Вы выбрали свой путь.

Я слышал от разных священников, что у них были такие моменты в жизни, когда они повернулись к Церкви и пошли за Богом. К сожалению, я не Павел, который встретил Господа по дороге в Дамаск. Но я воспользуюсь словами апостола Павла, который говорил, что его Господь избрал от утробы матери. Я тоже всю жизнь прожил при церкви – и прислужником был, и чтецом, и диаконом. Потом стал священником. Думаю, что Господь Сам меня направлял, поэтому не вижу в этом ничего неестественного: так должно было быть. Господь меня привел. Хотя каждое священническое и архиерейское служение – это восхождение на собственную Голгофу. Тем не менее это – служение любви к людям, и люди тоже нас любят, и в этой взаимной любви мы вместе спасаемся.

У нас епархия Австралийская и Новозеландская. В Австралии тридцать приходов со своими храмами, построенными в русском православном стиле, с куполами – все честь честью. Туристы подчас с удивлением замечают храм с куполами где-нибудь в пальмовой роще. Там, где я живу, в Мельбурне, европейский климат, но снега не бывает, снег только в горах. Храмы добротные, им большей частью по 50-60 лет, приходы укреплены. Есть еще восемь миссионерских приходов. Это англоязычные общины, которые распространяют православие среди австралийцев. Их прихожане – смешанные семьи, где, например, мать австралийка, а отец православный. Дети либо говорят на двух языках, либо вообще не говорят по-русски – для них служба идет по-английски, все книги переведены на английский язык, но служба та же, что и у нас. Благо, наш архиепископ Илларион свободно говорит на двух языках. Он родился в Канаде, потому он поощряет возможность пользоваться английским языком в богослужениях.

У нас два женских монастыря – Казанский и Введенский, мужской Преображенский монастырь и пять англоязычных монашеских скитов, где живут по одному или по два монаха. В Мельбурнском университете есть богословский факультет для молодых людей – мужчин и женщин, где мы преподаем православное богословие. Я преподаю церковную историю и догматическое богословие в Православном институте при университете. В Новой Зеландии три православных прихода. Туда за последние десять-пятнадцать лет приехало несколько тысяч русских эмигрантов. Новая Зеландия охотнее их принимает, чем Австралия. Тот, кто приехал в Новую Зеландию и получил гражданство, может свободно поселяться в Австралии, без каких бы то ни было дополнительных бюрократических проволочек.

Я уже сказал, что живу в Мельбурне. Там у нас тоже три прихода: Покровский собор, храм в честь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и мой – Успенский приход. В моем приходе – около 4 тыс. человек. При храме имеется приходская школа, своя больница, дом престарелых, есть так называемая русская деревня. Если в России люди живут в своих квартирах, то в Австралии – в особняках. Когда дети вырастают и покидают родительский дом, а один из супругов умирает, второй остается один. Большой дом пожилому человеку не нужен. Значит, он может продать его, сдать, отдать детям и переехать в нашу деревню, поселиться в коттедже, жить среди таких же старушек или стариков рядом с церковью. У них появляется возможность ходить в церковь, общаться и не чувствовать себя брошенными.

В приходе есть три автобуса; в праздничные и воскресные дни они собирают по нашему району старушек и старичков, которые уже не могут сами добраться до церкви. Мы их привозим на службу, даем возможность пообщаться, побывать на концерте, если при церкви устраивается выступление или доклад. Потом их развозят по домам. Таким образом они продлевают свою жизнь, не чувствуют себя заброшенными, знают, что ими кто-то интересуется, и у них появляется интерес к жизни.

Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы жизнь россиян стала легче, радостнее, лучше?

Было бы хорошо, если бы в России законы не попирались, а соблюдались и уважались. Плохо и то, что 2% населения имеют больше денег, чем государственная казна. Это уму непостижимо, ничего подобного в Австралии быть не может. Я слышал, что 34 млн русских живут за чертой бедности. Именно этим людям нужно в первую очередь оказать помощь, они заслужили внимание своего Правительства. Вот на что нужно обращать внимание, а все остальное приложится. Была бы любовь – тогда возникло бы и уважение друг к другу, появилось бы желание сделать что-то для России. Я сейчас вспомнил слова старой белогвардейской песни, которую пели офицеры, когда шли на войну: "Да возвеличится Россия, да гибнут наши имена…" – это, мне кажется, хороший принцип. Не надо делать для себя, не надо искать свою выгоду, надо делать ради России. А если делаешь что-то для России, то делаешь это для русского народа, потому что страна без народа – ничто.

Хочу задать Вам личный вопрос. Не осталось ли у Вас обиды за прошлое, за те вынужденные скитания по миру, на которые были обречены Вы и Ваши родители после революции?

Я в таком возрасте, что помню царских офицеров. Эти старики моей юности во время застолий всегда произносили такой тост: "За Россию и за то, что, может быть, в следующем году мы вернемся домой…" Они не утратили любви к Родине, не огорчались на Россию, но жили в надежде, что вернутся домой. А если говорить обо мне, то меня огорчает вот что: я русский, кровь у меня русская, все мои предки русские, дворянство наша семья получила в 1599 г. за службу России, а русский паспорт я получить не могу. Я для России чужой.

Ах, вот как! И какова же причина?

Мне не говорят. Просто отказали. И нас таких очень много. Я считаю, что русским, которые живут за границей и чувствуют себя русскими, хотят быть русскими, Россия должна была бы открыть не только свои двери, но и свое
сердце, сказать: "Добро пожаловать домой, чада наши…"

Может быть, это произойдет после объединения Церквей?

Это – церковный уровень, а на государственном уровне может быть совершенно иное. Посмотрим!

Вы по-прежнему поднимаете новогодний тост за то, чтобы вернуться в Россию?

Мы поднимаем тост: "За Россию". И приезжаем сюда – кто как может.

Как Вы думаете, есть ли такая общечеловеческая идея, которая могла бы объединить абсолютно всех людей на Земле, понимающих, что такое Добро и Зло? Мне интересно Ваше мнение, отец Михаил.

Если Вы спрашиваете православного священника, то я вижу лишь одно – это наша вера, учение Церкви Христовой, которое говорит об уважении, о любви и сострадании человека к человеку. Оно должно нас объединять. Если у человека есть добродетельные чувства, он видит в ближнем образ Христа. А если он видит образ Христа в человеке, этот человек не может быть ему врагом, потому что, увидев Христа, человек начинает любить. Именно так поступал Святой Иоанн Кронштадтский, который исцелял и христиан, и мусульман, и евреев – всех, кто нуждался в Божьей милости. Он видел в них образ Христа и на это отзывался. А человек, с которым святой Иоанн общался, чувствуя его любовь, сам отвечал любовью. Вот это, я думаю, и может стать основой для объединения всего мира.

А как быть с межрелигиозными конфликтами и даже войнами?

Да, да… Эта проблема существует и в Австралии, пусть и не в той мере, в какой она есть в Средней Азии и странах Ближнего Востока. Мне кажется, мы должны отвечать только за себя. Если мы ведем себя порядочно, истинно по-христиански, тогда не к чему будет придираться. Конечно, фанатики всегда будут. Их жертвой может стать любой, самый добрый человек. Но отвечать за это будут те, кто совершил злодейство, а не их жертвы. Жертвы вознесутся ко Господу как чистые души.

Что сегодня может и должна сделать Россия для мира и мир – для России?

Какие глобальные вопросы Вы задаете!

Мне показалось, Вы не могли об этом не думать. Ведь у Вас – особая судьба.

Со времен Петра Великого многие страны мира боялись России. Боялись не из-за того, что Россия была агрессивной страной или, как когда-то сказал американский президент Рейган, "империей зла", а потому, что в русском народе хранится духовное сокровище. Именно о нем говорил преподобный Серафим. Это такое сокровище, которое может возвысить русского православного человека до таких высот, что он будет в состоянии повлиять на весь мир. Он может светить таким огнем, что вокруг него будут освещаться другие. Есть страны, которые этого боятся. Потому они хотят Россию унизить. Я помню начало 1960-х гг., когда другой американский президент, Кеннеди, говорил, что его искреннее желание сделать так, чтобы от России осталась только Московская губерния. Так было. Я достаточно мудр годами, чтобы все это помнить. Мне кажется, если русский народ всегда будет духовно крепким, Россия покажет другим странам, как можно быть великой державой, не угнетая своих соседей, не разжигая войн. Этого делать не нужно, это неправильный подход. В таком подходе нет любви, а только разруха. Такой была политика англичан в XIX в., это американская политика конца XX и XXI вв. Но и у англичан не получилось, и у американцев ничего не получится. А если Россия будет крепка духом, она выстоит и станет передовой страной для того, чтобы показать людям, как можно жить. Я считаю, Россия имеет такое священное назначение. Но для этого мы должны быть на высоте.

Как долго ждать этого?

Для Господа Бога что год, что тысяча лет – одно и то же. Наши святые, говоря о пришествии Антихриста, утверждали, что если русский народ станет духовным, священным народом, время Антихриста будет отсрочено на какое-то время. И потому Россия имеет возможность показать всему миру, что быть великим – это не обязательно быть мощным. Хотя, конечно, я помню слова императора Александра III, который говорил, что у России только два искренних союзника – это Русская армия и Русский флот. И помимо этого или, может быть, помня это, каждый на своем месте должен думать о том, что он может своей честностью, благородством, сострадательной любовью, служением ближним и заботой о них показать другим народам мира пример.

Вы прожили удивительную жизнь. Кто-то Вам позавидует, кто-то посочувствует, а я задам вопрос: чему Вас научила жизнь?

Во-первых, я исхожу из убеждения: не живи, как хочешь, а живи, как Бог велит, и принимай все со смирением. Можно отбрыкиваться от судьбы, но это очень болезненный процесс. Мы молимся: "Отче наш, да будет воля Твоя…" И если прочувствуем эти слова и примем волю Божью, нам же самим будет легче жить. И потому скажу словами Иоанна Златоуста: "Слава Богу – за все". Господь дал нам многое вытерпеть. Моя семья, как и другие семьи русского зарубежья, пережила революцию, Белое движение, войну, скиталась по странам Европы и Дальнего Востока. Нам и в Китае пришлось пожить, а после Второй мировой войны новое переселение – в далекую Австралию. И все равно живем, не голодаем, дети наши растут, а у меня и внуки есть. И от этого радостно. Мы благодарим Бога за все, что имеем. Этот путь не тяжелее, чем тот, что прошел русский народ. Мы за границей понимали это и всегда за Вас молились. Хоть молитвенного общения у нас на уровне евхаристии не было, но мы продолжали молиться и чувствовать себя частью единого народа.

Вы упомянули о своей семье. Расскажите о ней.

Матушка моя, Кира Михайловна, урожденная Рождественская, родилась в Китае. Ее отец был харбинский старожил, они оказались в Харбине во время строительства КВЖД. Матушкин дедушка был начальником телеграфа, потому они не видели кошмаров революции, но приняли русских беженцев, когда те перешли китайскую границу. Когда пришла Красная армия освобождать Маньчжурию, их выслали как иностранных подданных. Дело в том, что дедушка моей матушки был грек, который всю свою жизнь прожил в России, но тем не менее имел греческий паспорт. Поэтому Красная армия взяла его за шкирку и ему сказали: "Убирайся вон!" Они всей семьей уехали в Грецию. Моя матушка воспитывалась в Греции, а по окончании школы приехала в Австралию и вышла за меня замуж. У нас родилось трое детей: Алексей, Адриан и Мария. Им всем уже за тридцать.
У нас, как я уже говорил, и внуки есть – маленькая Кира, Михаил и Ной, четвертый – в пути.

Удачи ему!

Спаси Господи!

Внука назвали в честь библейского Ноя?

Нет, я его так не называл, так невестка наша решила – назвать Ноем. Скажи маме, что нам не нравится?! Ной так Ной! Я ему только иногда говорю: "Ной, не ной!"

Чем занимаются Ваши дети?

Один сын – садовник, второй – на строительстве. Дочка – дома, смотрит за детьми.

Они говорят по-русски?

Маленькие – только "твоя, моя, ходи…", а дети – да, говорят.

Вы чувствуете себя счастливым человеком?

Конечно! Слава Богу – за все, за хорошие времена и за плохие.

В конце концов, баланс моей жизни выровнялся, вернее, выравнивается, и все будет хорошо. Да, я себя считаю счастливым. Приезжаю в Россию, чувствую себя здесь как дома. Тут меня хорошо принимают, за очень редким исключением, когда, бывает, обижают как представителя "какой-то там" Зарубежной Церкви. В этот приезд я побывал в гостях у митрополита Филарета в Беларуси, у Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II, и в дворянском собрании, и у казаков. Все, слава Богу, ко мне хорошо относятся! И потому я увожу с собой массу впечатлений, которыми поделюсь со своими прихожанами, принесу им утешение, что в России не так страшно, как кому-то может показаться.

А есть ли у Вас какая-нибудь неосуществленная мечта?

Нет! Я уже в таком возрасте, что сюрпризов не хочется! Я рад тому, что у меня есть. Не надо просить у Бога ничего лишнего, Господь даст все, что нужно!

Какие хорошие у Вас фотографии! А вот и дореволюционная "Анна на шее".

"Анна на шее", прямо, как у Чехова! Ее мне пожаловала великая княгиня Мария Владимировна за мое послушание в отношении объединения двух частей Русской Церкви. Вторая медаль – орден Австралии, который я получил от королевы Великобритании Елизаветы II за работу в русском обществе. Согласно акту Австралийского парламента, Елизавета является и королевой Австралии. Когда она посещает этот континент, ее титул меняется. Она становится королевой Австралии и главой государства. Третья медаль от ООН – за гуманитарную деятельность среди малоимущих. Четвертая награда – орден Дружбы народов. Его мне пожаловал Президент России Борис Ельцин несколько лет назад. Это все мои достижения.

Надеюсь, что Ваши слова помогут обрести душевный покой каждому человеку, независимо от его веры, и прежде всего православным.

Спаси Вас Господь.

ПЭС 148/29.07.2007


Ахтырская икона Божьей Матери

Икона относится к числу наиболее прославившихся. Она была найдена 2 июля 1739 г. отцом Василием Даниловичем, священником Покровской церкви в городе Ахтырке Харьковской губернии во время сенокоса в огороде около церкви. Согласно одному из преданий, эта икона была с Петром Великим в Полтавском походе в 1709 г. После множественных чудесных исцелений от лихорадки и знамений Священный Синод в 1751 г. постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную.
Празднование иконы Ахтырской Божьей Матери – 2 июля (15 июля – по новому стилю).


Икона Божьей Матери "Знамение" Абалацкая

В 25 верстах от Тобольска у села Абалак, на высоком правом берегу реки Иртыш был расположен Абалацкий монастырь. Здесь находилась благоговейно почитаемая икона "Знамение" Пресвятой Богородицы. Написана она в 1637 г. при третьем тобольском архипастыре, благочестивом епископе Нектарии. Живописцем был протодиакон кафедрального Тобольского собора Матфей. На Абалацкой иконе Богородица изображена с воздетыми к небу руками и с Предвечным Младенцем. Справа от Богородицы изображен святитель Николай, слева – преподобная Мария Египетская.
Празднование иконы совершается 20 июля (2 августа – по новому стилю) и 27 ноября (10 декабря – по новому стилю).


Дитерихс Михаил Константинович (1874-1937), российский генерал-лейтенант (1919). С сентября 1917 г. – генерал-квартирмейстер, в ноябре того же года – начальник штаба при

Верховном главнокомандующем. С ноября 1917 г. – начальник штаба Чехословацкого корпуса. Генерал Дитерихс – один из организаторов мятежа Чехословацкого корпуса. В июле 1919 г. командовал Сибирской армией в составе войск А.В. Колчака, в июле – ноябре 1919 г. командовал Восточным фронтом. В июне 1922 г. в Приморье избран Земским собором "правителем и воеводой земской рати". С октября 1922 г. в эмиграции. С 1930 г. – начальник Дальневосточного отдела "Русского общевоинского союза".

Следить за новостями ИНЭС: