Быстрый трафик домой и в офис

Номер 5-6. Обескураживающая простота

Генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» Анатолий Яковлевич Уфимкин подводит итоги деятельности компании за прошедший год и рассказывает о преимуществах широкополосного доступа в Интернет.

Анатолий Уфимкин
Быстрый трафик домой и в офис

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 104-105

Генеральный директор ОАО "Уралсвязьинформ" Анатолий Яковлевич Уфимкин, отвечая на вопросы нашего издания, подводит итоги деятельности компании за прошедший год и рассказывает о преимуществах широкополосного доступа в Интернет.

Анатолий Яковлевич, 2006 г. для телекоммуникационного рынка был годом реформ. Насколько успешно компания адаптировалась к переменам?

Действительно, год выдался насыщенным, никогда еще такое количество изменений не приходилось на столь короткий период времени. С 1 января вступил в силу новый порядок оказания услуг междугородной и международной связи, компания перестала оказывать абонентам услуги дальней связи. Надо было определить принципы, разработать методику и механизм взаимодействия с лицензированными операторами дальней связи, заключить новые договоры, внести изменения в порядок обслуживания абонентов, начать выставлять раздельные счета. С этой задачей мы справились.

Весной последовала коренная перестройка системы взаимодействия компании с присоединенными операторами. Условия и тарифы на присоединение, пропуск трафика начал устанавливать Россвязьнадзор, внедрен повременный принцип расчетов за пропуск трафика. С 1 июля заработал принцип "платит звонящая сторона" (CPP). В целом удалось достичь компромисса между интересами нашего мобильного бизнеса Utel и фиксированной телефонии, а вообще полугодовые итоги действия СРР показали, что выиграли от новой системы все – и абоненты, и сотовые операторы, и фиксированные.

Во втором полугодии мы готовились к введению тарифных планов на услуги местной телефонной связи. Это, без преувеличения, самая масштабная и трудоемкая реформа. Она потребовала огромных усилий практически всех служб компании – коммерческих, технических, юридических, абонентских, по связям с общественностью.

Да, событий, или, как говорят журналисты, информационных поводов хватало. Наверное, самые большие сложности вызвала тарифная реформа?

Конечно, вокруг тарифной реформы было много всякого – выступления, споры, критика, опасения. Все новое воспринимается настороженно. Наша компания сознательно снизила безлимитный тарифный план на 40% ниже предельного показателя, разрешенного Федеральной службой по тарифам. Это ослабило социальную напряженность и расширило круг абонентов, которые выбрали абонентскую систему оплаты. Новая система оплаты невыгодна тем, кто много говорит. С их стороны было больше всего критических выступлений.

Понятно, что их устраивали заниженные тарифы, которые рассчитывались как "средняя температура по больнице". Получалось, что абоненты, мало говорившие по телефону, оплачивали чью-то разговорчивость. Зато сейчас они получили реальную возможность сэкономить, выбрав повременной тариф. Сколько говоришь – столько и платишь. Вот справедливый принцип этой реформы.

В общем, можно сказать, что испытание реформой компания выдержала достойно. Как Вы считаете, что позволило "Уралсвязьинформу" не только улучшить свои экономические показатели, но и сохранить лояльность клиентов?

"Уралсвязьинформ" должен удержать не менее 50% рынка услуг электросвязи УрФО и Пермского края в денежном выражении. Это наша стратегическая задача. В принципе, в 2006 г. был обеспечен рост по всем сегментам: местная и внутризоновая связь, доходы от присоединенных операторов, мобильная связь, передача данных. Однако главными локомотивами роста являются мобильный бизнес и доступ в Интернет. Мобильная связь приносит компании треть выручки. Интернет-услуги в выручке занимают пока около 5%, но динамика действительно впечатляющая: если на начало прошлого года у компании было 16,9 тыс. широкополосных абонентов, то на конец года – уже 115 тыс. Рост в 6,8 раза!
А вообще к 2011 г. доходы от этого сегмента должны составлять до 25% от выручки компании. По-этому мы и говорим о смене позиционирования компании: "Уралсвязьинформ" – это уже не только и не столько традиционная телефонная компания, сколько оператор любых информационных потоков, востребованных клиентами.

Т.е. широкополосный доступ – это сегодня основной драйвер роста телекоммуникационного рынка?

Таковы современные реалии. Идет процесс замещения фиксированной телефонии мобильной связью. Но рынок сотовой связи также близок к насыщению, темпы прироста абонентов и здесь снижаются. Однако компания не может и не должна останавливаться, надо всегда идти вперед, искать новые резервы роста. Широкополосный доступ к услугам и есть такой резерв. Это мировая тенденция развития телекоммуникационного рынка.

Имея широкополосный доступ, клиент получает возможность пользоваться всеми современными услугами – не только голос, не только передача данных, но и телевидение высокого качества, различные интерактивные видеосервисы. Т.е. ШПД – это "труба", по которой к клиенту быстро, надежно и качественно можно доставить абсолютно любой трафик. Кстати, Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая развитые страны, выбрала ШПД в качестве одного из важных критериев оценки развития страны или региона. Мы рассматриваем ШПД как основной бизнес после развития мобильной связи. В этом году компания должна увеличить количество подключенных ШПД-портов до 280 тыс.

А эта "труба" не переполнится, если подключится так много новых пользователей?

Мультисервисная сеть связи создавалась с резервом мощности. На сегодня она объединяет более 17 тыс. км волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи, на нашей территории узлы подключения созданы во всех 205 городах и районных центрах. В начале текущего года на магистральном участке сети внедрена технология DWDM, что увеличило пропускную способность до 10 Гбит в секунду. Если потребуется, можно наращивать мощность до 1,6 Тбит в секунду. С увеличением трафика наша сеть справится.

Какую стратегию компания выстраивает, чтобы достичь поставленных целей?

Если говорить о стратегии коротко, то ее можно обозначить так: сохранение доли рынка в условиях постоянной смены внешней среды и внедрения новых технологий, развитие широкополосного доступа, сокращение издержек, в том числе за счет широкого использования аутсорсинга, повышение производительности труда, рост капитализации и рыночной привлекательности компании. Я думаю, такой стратегии придерживаются все предприятия – производить больше с меньшими издержками и высокой эффективностью.

Какие внешние изменения, на Ваш взгляд, могут повлиять на компанию в ближайшем будущем?

Никто не делает секрета из предстоящих изменений. Прошла коллегия Мининформсвязи, на которой был обозначен курс реформ. С учетом первого опыта работы в новых условиях будет точечно корректироваться нормативная база. Из предстоящих глобальных изменений можно отметить начавшуюся работу по демонополизации "последней мили", суть которой заключается в том, что собственник "последней мили" должен будет обеспечить равный доступ к ней для всех операторов. Надо к этому готовиться, чтобы и в условиях демонополизации выигрывать конкурентную борьбу.

В свое время говорили, что "Уралсвязьинформ" не сможет противостоять экспансии федеральной тройки мобильных операторов. Мы смогли. Более того, наш мобильный бизнес по многим показателям обгоняет федеральных игроков рынка. Utel по количеству абонентов, по доходам, по охвату территории был и остается крупнейшим мобильным оператором УрФО и Пермского края. Именно так нам надо работать и дальше, какими бы ни были внешние условия.

ПЭС 99/23.07.2007

Следить за новостями ИНЭС: