Будущее электронной коммерции в России

Номер 4. Экстремальный отдых

Интернет сегодня предоставляет, казалось бы, неограниченные возможности для бизнеса. Тем не менее, в мировом масштабе торговля через Интернет все еще составляет незначительную часть экономической деятельности; в России этот показатель еще ниже. Своими мыслями о будущем Интернет-бизнеса в нашей стране делятся специалисты в области электронной коммерции. Наталья Климова, исполнительный директор Интернет-компании считает, что наиболее вероятная сфера его распространения – рынок товаров и услуг. Андрей Есенков, начальник отдела Интернет-технологий компании полагает, что внедрение электронной коммерции даст возможность повысить эффективность бизнес-процессов. Александр Иванов, руководитель Интернет-службы Института экономических стратегий подчеркивает, что на пути развития Интернет-бизнеса существует множество преград, прежде всего – психологические и культурные, которые необходимо преодолеть.


Климова Н., Есенков А., Иванов А.
Будущее электронной коммерции в России
"Экономические стратегии", 2000, №4, стр. 70-79

Таблицы к статье, pdf, 42 K

С наступлением XXI века деловой мир все больше задумывается об использовании Интернета, который, казалось бы, сегодня может предоставить неограниченные возможности для бизнеса. Тем не менее, в мировом масштабе торговля через Интернет все еще составляет незначительную часть экономической деятельности; в России этот показатель еще ниже. Для того чтобы узнать, какие перемены ожидают нас в начале нового века, мы попросили специалистов в области электронной коммерции рассказать о своем видении перспектив развития Интернет-бизнеса в нашей стране.

Наталья Климова, исполнительный директор Интернет-компании "Аякси" ("AYAXI"), полагает, что электронная коммерция в России в будущем получит распространение, в первую очередь, на рынке промышленных товаров и услуг. Андрей Есенков, начальник отдела Интернет-решений компании "АйТи", высоко оценивая перспективы российского Интернета, считает, что внедрение электронной коммерции даст возможность повысить эффективность бизнес-процессов. И наконец, по мнению Александра Иванова, руководителя Интернет-службы Института экономических стратегий, на пути развития электронной коммерции в России существует множество преград, прежде всего – психологических и культурных. Преодолев их, российские компании смогут рассчитывать на значительные инвестиции в инфраструктуру электронной коммерции и развитие Интернета.

Не следует удивляться тому, что позиции наших экспертов не совпадают. Ведь истина рождается на перекрестке мнений.


Информационный занавес
Наталья Климова

Интернет – это удивительно динамичная и не слишком предсказуемая среда. Поэтому прогнозировать его развитие сложно даже на тех рынках, где он существует давно.
В США сегодня правят бал не алюминиевые и нефтяные, а информационные и технологические короли. Интернет и связанные с ним технологии составляют плоть и кровь экономики Соединенных Штатов. По мнению аналитиков компании Intel, к 2002 году 1 миллиард пользователей, подключенных к Интернету, увеличит оборот электронной коммерции до 1 триллиона долларов США.

По прогнозам исследовательской компании Forrester Research, в мировой Интернет-экономике продажи в сегменте В2В (бизнес-бизнес), уже превышающие продажи в сегменте В2С (бизнес-потребитель), в 2003 году вырастут до 1 триллиона долларов США (для сравнения, в 1998 году эта сумма составила только 43 миллиарда долларов США). Потребительский рынок тоже будет расти, но медленнее: с 8 до 108 миллиардов долларов США за период с 1998 года по 2003 год. До недавнего времени считалось, что пример успеха и прибыльности в коммерческих операциях, осуществляемых в режиме on-line – это устранение посредников путем прямых продаж внутри отдельных корпораций (CISCO Systems, Dell Computers). Но сегодня настоящая революция в сегменте В2В происходит вне офисов и сайтов отдельных компаний. Это работа так называемых вертикальных и горизонтальных посредников. Они зарабатывают на том, что собирают в одном месте продавцов и покупателей, снижая стоимость, сроки поиска бизнес-контактов и передачи информации, расширяя их географию, стандартизируя систему торговли.

Практически все западные аналитики считают ключевой датой 2003 год. Предполагается, что к этому времени американский бизнес окончательно переместится в Интернет. И не только американский. Европа старательно догоняет США, хотя разрыв все еще огромен. А как обстоят дела у нас, в России?

Пока мы очень сильно отстаем. Главную беду я вижу даже не в отсутствии культуры бизнеса, необходимого набора предпосылок и инфраструктуры, а в нашей информационной и технической неграмотности. Большая часть россиян и слов то таких, как "Интернет" и "электронная коммерция", не знает. Речь идет не только о простых гражданах, хуже всего то, что часто и экономисты, и политики, и бизнесмены не совсем понимают, зачем им нужен Интернет, снижая тем самым производительность и качество своего труда (например, затраты времени на поиск необходимой информации).

Слово "коммерция" означает обмен товара или услуги на деньги. Электронная коммерция – это тот же обмен товара на деньги, только посредством компьютера. Основные причины слабого развития всех форм электронной коммерции в России, на мой взгляд, следующие: отсутствие защиты информации, неразвитая инфраструктура связи и бизнеса как такового, плохо функционирующая банковская платежная система, неразработанная законодательная база и, как следствие – недостаточная открытость и прозрачность бизнеса, отсутствие дешевого доступа в Интернет, низкая покупательская способность населения, недостаточный уровень компьютеризации, слабые навыки работы с компьютером и Интернетом.

Эти факторы пагубнее всего сказываются на развитии сегмента бизнес-потребитель, так как россияне либо мало знают об Интернете, либо не имеют к нему доступа, либо им неудобна пока еще "несовершенная" российская Интернет-коммерция.

Тем не менее, по прогнозам консалтинговой компании McKinsey, в России, так же как и во всем мире, оборот в сегменте В2В будет превышать оборот в сегменте В2С. В 2000 году соотношение составит 168 миллионов долларов США против 17, в 2001 году – 906 миллионов против 176, в 2002 году – 2 миллиарда против 392 миллионов, в 2003 году – 4,25 миллиарда против 900 миллионов.

В чем же причина? Компании, как правило, хорошо компьютеризированы и подключены к Интернету, они располагают соответствующей инфраструктурой, необходимой для осуществления операций в сегменте В2В.

Они заинтересованы в закупках товаров и услуг, а также их сбыте; им необходим самый широкий выбор поставщиков, партнеров, посредников; постоянно требуется самая разнообразная информация. Все это способствует более интенсивному развитию коммерческой деятельности в сегменте В2В, которая представляется мне наиболее перспективной для России.

Главное, что может предложить бизнесу Интернет – это сокращение расходов на поиск информации и обмен ею, координацию взаимодействия и контроль его эффективности. Это происходит по всей цепочке: снабжение, производство, маркетинг, продажи, обслуживание. Устраняются лишние этапы и посредники, повышается эффективность ценообразования и бизнес-процессов, облегчается установление контактов с покупателями, расширяются физические границы рынка. Снижение затрат на взаимодействие на 50% может уменьшить общие расходы на 30% за счет компьютеризации, создания общих стандартов, либерализации экономики, мобильности капитала. Отсюда возникает эффект устранения географических, отраслевых и корпоративных препятствий на пути развития экономической интеграции.

В таблице представлены основные отличия старой традиционной и новой Интернет-экономики.

Говоря о перспективах развития B2B в России и его влиянии на экономику, следует помнить, что наша экономика еще не вышла на тот уровень конкурентной борьбы, который существует на Западе. В этом, на мой взгляд, заключается основная причина недостаточно быстрого (по сравнению с развитыми странами) распространения электронной коммерции, которое может быть успешным только тогда, когда участники процесса имеют развитую информационно-технологическую базу у себя на производстве. Понятна все возрастающая активность на нашем рынке компаний-системных интеграторов по автоматизации производственных и информационных процессов. Их услуги пользуются в России относительно большим спросом. Тем не менее, Интернет-проекты начали все более активно развиваться и у нас. Уже сегодня практически все западные модели так или иначе работают в российском Интернете. Это – электронные магазины, каталоги, аукционы и биржи. Сейчас ведется работа над созданием ряда вертикальных и горизонтальных порталов.

В частности, компания PORT.RU, сделав ставку на электронную коммерцию, объявила о создании торгового портала TORG.RU. Предполагается, что до конца лета 2000 года в него интегрируется около 500 магазинов, при этом рекламный бюджет составит примерно 2 миллиона долларов.Компания PRICE.RU – один из лидирующих российских каталогов, предоставляющий информацию о более чем 1600 фирмах; DEPO.RU – фирма, специализирующаяся на продажах компьютерной техники и офисных продуктов (среднемесячный оборот 300,000 долларов). Более интересным мне представляется молодой проект Factura.ru, созданный "Центром финансовых технологий". В сентябре 2000 года в сегменте В2В будет запущен проект компании "Аякси" ("AYAXI") по тендерам на услуги. Это первый горизонтальный портал такого масштаба (http://www.33Рartners.ru). Еще один – ENERGY TRADE SYSTEM (нефть и газ) – заявлен в мае 2000 года. В металлургической отрасли планируется развитие как минимум четырех вертикальных порталов. В сельском хозяйстве сразу два крупных инвестора ведут работу над созданием порталов по зерну и сахару в России, Казахстане и на Украине. Компаниями Сибнефть, Транснефть, Транстелеком, МПС разрабатывается крупный проект по нефти. Компания Сургутнефтегаз вместе с системным интегратором SAP в мае 2000 года объявила о начале работы по созданию портала по нефти и газу. И это далеко не все примеры.

В основном эти проекты финансируются западными инвесторами с участием ведущих мировых консалтинговых и технологических компаний. С конца 1999 года в развитие российского Интернета было вложено от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. Инвестиционная группа "Русские Фонды", например, объявила о намерении вложить в российскую сеть десятки миллионов долларов США. Ниша электронной коммерции наиболее интересна для инвесторов, так как здесь делаются реальные деньги. Но для этого необходимы жизнеспособные проекты, имеющие четкие бизнес-планы и бизнес-модели, а также команда профессионалов, которая в состоянии их осуществить. Первые проекты в российском Интернете финансировались в основном госструктурами и представителями офлайнового бизнеса и, по сути дела, не являлись коммерческими моделями.

Сегодня нам очень нужны венчурные деньги, поскольку в России свободных денег просто нет. Но даже те западные инвесторы, которые хотят вложить средства в развитие российского Интернета, предпочитают проекты, отвечающие вышеперечисленным критериям, а их пока мало.

Начавшийся процесс перетекания квалифицированных кадров из офлайнового бизнеса в онлайновый поможет решить одну из главных проблем – создать квалифицированную команду, разработать и запустить проект. Это менеджеры, маркетологи, консультанты и финансисты, специалисты по рекламе – то есть те кадры, без которых невозможно дальнейшее планирование Интернет-стратегии.

Какие модели электронной коммерции приживутся у нас в ближайшем будущем? Нам неизбежно придется воспользоваться западным опытом: мы можем быстро и эффективно перенять последние технологии и модели бизнеса в Интернете. Ряд типично российских проблем будет неминуемо подталкивать наш бизнес в Интернет: недостаток в профессиональных посредниках, способных существенно снизить издержки, все еще низкий уровень информационного обеспечения, отсутствие инвестиций в создание дорогостоящих и хорошо функционирующих сбытовых структур, слабые связи между участниками рынка, непрозрачность бизнеса и воровство.

При помощи Интернета мы быстрее вольемся в мировой экономический процесс и сможем нивелировать наше очевидное отставание в традиционном бизнесе.
Думаю, что в зависимости от отрасли, ключевые позиции в нише электронной коммерции будут заняты в интервале от 6 месяцев до 2 лет. В каждом сегменте 2-3 лидера захватят до 80% рынка.

А пока мы по-прежнему живем "за счет Газпрома". Но ничего не делать, ссылаясь на объективные трудности, нельзя. Интернет меняет экономическую организацию общества, хотим мы этого или не хотим, и нужно уметь перестраивать свою деятельность в новых условиях. Иначе к 2003 году мы опять окажемся отгороженными от мировой экономики, только на сей раз этот занавес будет информационным.


Эффективность электронной коммерции
Андрей Есенков

Несомненно, что, по мере развития российской экономики, Интернет будет играть в ней все возрастающую роль. Уже сегодня, сопоставив ситуацию в США и России, можно заметить, что с Интернетом у нас в стране дела обстоят не так плохо. А если учесть динамику его развития в последнее время, то можно ожидать, что постепенно значительная часть российской экономики будет переведена в сеть и воспользуется возможностями как B2C, так и B2B модели. Сегодня бизнес в Интернете – это, в первую очередь, реклама.

Я выделяю несколько факторов, которые обусловливают такое использование Интернета:

  • достаточно низкая стоимость рекламной кампании;
  • большое число компьютерных технологий, делающих возможным управляемое перемешивание рекламной и сопутствующей информации: поисковые системы, баннерные сети, классификаторы;
  • мониторинг потребления рекламной и другой информации. Уникальность Интернета состоит в том, что достаточно легко отследить навигацию пользователей и оценить их интересы с целью более качественного, а главное – автоматизированного подбора рекламной информации;
  • возможность недорогих маркетинговых исследований: системы голосования, обработка навигации пользователей, обработка запросов к поисковым механизмам;
  • клиенты из регионов (в границах Интернета);
  • клиенты, относящиеся к другим категориям, ранее не "охваченным" имеющимися (традиционными) каналами продаж;
  • товары и услуги постоянно/круглосуточно представлены в электронной витрине/каталоге (с указанием разницы в часовых поясах для регионов).

Одна из причин незначительного развития бизнеса в российском Интернете – это проблема с системами платежей. Сегодня Интернет-бизнес в России с оплатой по кредитным картам рассчитан, в основном, на иностранцев. Вот один из примеров. На сайте Интуриста http://www.intourist.ru клиент может разместить заказ на гостиничное обслуживание и подтвердить его оплатой по банковской карте через систему "ЭлИТ-Карт". При этом интерфейс заказа и оплаты выполнен на английском языке. Такая ситуация обусловлена в первую очередь тем, что мало кто из пользователей Интернета в России имеет платёжные банковские карты. И одно только развитие Интернета не сможет изменить эту ситуацию.
Но бизнес в Интернете – не только розница и кредитные карты. По оценкам Zone Researсh, оборот Интернет-торговли на Западе уже в три раза превышает объём розничных продаж. Совершенствуемые средства коммуникации должны изменить структуру бизнеса за счёт уменьшения накладных расходов на обмен информацией между партнёрами по бизнесу. Исследования показывают, что, наряду с современными партнёрскими сообществами, грядёт появление виртуальных компаний-посредников, виртуальных управляющих компаний, холдингов. Такие управляющие компании будут владеть информацией в режиме on-line по входящим в холдинг производителям, торгующим компаниям, транспортным операторам, банкам и страховым компаниям и координировать их взаимодействие с целью оптимизации бизнеса. Примеры развития в этом направлении уже есть (http://www.binbank.ru:8101/kortis/index.htm).

Снижение затрат ощутимо уже сегодня. Использование сервера http://www.price.ru существенно ускоряет подбор компьютерной техники. Наверное, никому не приходило в голову назвать этот сервер частью электронной коммерции. Однако развитие такого сервиса позволит сократить штат отделов материально-технического снабжения.

Следующее направление развития бизнеса в Интернете – это информационное обслуживание. Уже сейчас в сети можно найти платную информацию из коммерческих баз данных, читать газеты за небольшую плату и получать аналитические обзоры.

И все же на сегодня Интернет – это в первую очередь средство общения: продавца и покупателя, работодателя и соискателя. Следующий шаг – интеграция систем автоматизации посредством Интернет-технологий. На этом этапе – действия по обмену информацией, которые осуществляются без участия человека. Например, автоматизированная публикация результатов банковской отчётности на сайте банка или автоматическая пересылка счетов телефонной компании непосредственно в бухгалтерские системы абонентов. Такой уровень интеграции должен существенно снизить накладные расходы на взаимодействие между компаниями. Ниже, в таблице, приведены показатели рентабельности внедрения систем электронной коммерции в России по оценкам компании "АйТи".

Информационная безопасность бизнеса – одно из стержневых направлений развития сети. На Западе она обеспечивается стандартизацией средств информационной безопасности, государственным регулированием и интеграцией со страховым бизнесом. Очень хороший пример – компания VeriSign, являющаяся дочерней страховой компанией одного из столпов разработки средств криптографической защиты RSA Data Security. При получении с сайта https://www.verisign.com сертификата (цифрового паспорта) вы заключаете страховой договор, гарантирующий финансовую компенсацию при потере информации, связанной с сертификатом. Для сервера с ключом 512 бит сумма компенсации составляет двадцать пять тысяч долларов США. В России такая инфраструктура отсутствует.

Развитие Интернет-бизнеса в нашей стране я связываю с выделением коммерческих центров доверия, интеграцией с банковским обслуживанием, появлением электронных депозитариев и развитием страхового бизнеса. Кроме всего прочего, для взаимодействия перечисленных составляющих необходима соответствующая законодательная база.


Психологические факторы развития электронной коммерции
Александр Иванов

Согласно различным оценкам, в 2003 году оборот электронной коммерции в мире превысит триллион долларов США. Учитывая состояние нашей экономики, мы не можем позволить себе игнорировать участие в этом рынке. Бизнес, осуществляемый в Интернете, несомненно может внести определенный динамизм в нашу экономику, в настоящее время занимающуюся поиском новых механизмов роста, практически полностью исчерпав эффект импортозамещения, созданного кризисом августа 1998 года. Однако, отдавая себе отчет в актуальности электронной коммерции, нельзя принимать ее за лекарство от всех бед. Она не сможет заменить работы реального сектора по созданию материальных и нематериальных благ. Интернет является крайне важным, но не единственным инструментом развития экономики России. И в тоже время, это именно то средство, которое поможет нашей стране занять достойное место в мировой экономике.

В 1999-2000 годах, несмотря на довольно сложную ситуацию в экономике, бизнес в российском Интернете стал набирать обороты.

Сегодня наиболее существенный и, в известном смысле, быстрый эффект от использования Интернета можно получить, переведя бизнес-процессы в сеть, другими словами – в сегмент B2B. Существующая практика показывает, что это позволяет сократить денежные затраты в среднем на 5-10%, что означает увеличение прибыли в среднем на 100-200%.

Модель B2B наиболее ярко проявляет себя в работе с поставщиками. Для этого создается сайт, который доступен всем заинтересованным пользователям. Компания заявляет на нем свои потребности – не только текущие, но и перспективные. Рынок становится прозрачным, неизбежно возникают мини-аукционы, на которых можно добиваться снижения цены. Хотя данная бизнес-модель не слишком удобна для работы с поставщиками ключевых компонентов, однако ее использование позволяет добиться 20-30% снижения затрат на управление процессом закупок.

Другим важным преимуществом использования электронных систем для работы с поставщиками является фактор снижения вероятности ошибок. Весь процесс автоматически документируется, и ситуация, когда бизнес-партнер оправдывается, что из-за плохой телефонной связи на факсе были непонятные цифры, становится невозможной. Интернет, таким образом, превращается в инструмент координации рыночного взаимодействия, для участников которого важны не столько материальные, сколько информационные потоки, а расстояния перестают быть проблемой. Кроме того, Интернет вносит свой вклад в рост стоимости высокопрофессиональной рабочей силы.

Сегодня Западная Европа отстает от США в развитии электронной коммерции на один-два года, Россия – на три-пять лет. Отставание не так велико, как в других областях, но, учитывая то, что Интернет становится важной частью глобальной экономики, такое положение дел вызывает беспокойство.

В исследовании, озаглавленном "Россия: рост возможен" и посвященном сравнительному анализу производительности труда в различных отраслях российской промышленности, консультационная фирма McKinsey пришла к выводу, что один из наивысших относительных коэффициентов производительности имеет производство программного обеспечения – производительность российских программистов не намного ниже, чем у их американских коллег. Также вселяет надежду позиция Президента России и Совета безопасности России, принявших программу национальной информационной безопасности, где особое внимание уделяется развитию российской электронной промышленности. Однако на этом оптимизм исчерпывается.

Проблемы, стоящие перед электронной коммерцией в России, можно разделить на две группы. К первой – технической – относится ряд факторов, препятствующих внедрению Интернета в сферу бизнеса:

  • неразвитые системы телекоммуникаций;
  • слабое законодательство, регулирующее электронную коммерцию;
  • недостаточное развитие системы оплаты через Интернет (кредитными карточками сегодня пользуется незначительная часть россиян);
  • ненадежно работающая почта сдерживает развитие Интернет-магазинов и практически сводит географию их работы к Москве и Санкт-Петербургу.

Но все эти трудности легко преодолимы при наличии значимого спроса на развитие электронной коммерции и необходимого уровня инвестиций. Поэтому наибольшую угрозу ее развитию в России представляют другого рода причины, которые можно назвать психологическими или культурными:

  • сегодня Интернет освоила лишь незначительная часть нашего общества. Остальные, с точки зрения отношения к Интернету, – это люди, привыкшие работать по "советским" принципам. Они предпочитают обычную почту электронной, а осуществление сделки в несколько миллионов долларов США или покупка автомобиля через "неподконтрольную" сеть кажется им чем-то неразумным. Перестроить сознание этих людей очень сложно, а без них не будет критической массы, необходимой для развития Интернета;
  • другое психологическое препятствие – отсутствие доверия. Большинство Интернет-магазинов работает по принципу: доставил – получил наличные. Немногие покупатели готовы предоставить через Интернет номера своих кредитных карточек. Бесчисленные финансовые пирамиды сильно подорвали доверие нашего общества к финансовым операциям на открытом рынке;
  • и наконец, Интернет предполагает наличие децентрализованного управления, к чему у нас не все готовы как на государственном, так и на корпоративном уровне. Для преодоления этого барьера необходима некоторая культурно-управленческая революция в умах российских бизнесменов. Электронная коммерция имеет больше шансов расцвести в сетях независимых фирм, чем в огромных вертикально-интегрированных корпорациях.

И все же я думаю, что жесткая конкуренция, складывающаяся в большинстве отраслей нашей экономики, и вечный дух предпринимательства, свойственный российским людям, рано или поздно преодолеют указанные выше препятствия на пути развития электронной коммерции в России. И тогда мы вправе ожидать взрыва инвестиций в российские информационные технологии и Интернет и, как следствие – повышения производительности всей отечественной экономики.

Следить за новостями ИНЭС: