Большое видится на расстоянии

Номер 2. Репутационные риски

Консалтинг часто находится на стыке интересов…

Александр Смирнов
Большое видится на расстоянии

"Экономические стратегии", №02-2008, стр. 154-155

Смирнов Александр Петрович — генеральный директор консалтинговой группы «Лаир».

Мировой опыт показывает, что качественный консалтинг дает до 20% прироста ВВП. Такой рост обеспечивают в основном бизнес-интеграторы – компании, предоставляющие комплект консалтинговых услуг "под ключ". И сейчас российский консалтинг реагирует на требования окрепшего бизнеса, который почувствовал, что с помощью внешних консультантов можно увеличивать прибыль при минимуме затрат.

о уровню консалтинга можно судить о степени развития экономики. Один из самых показательных экономических индикаторов – это информационная открытость бизнеса. В продвинутом обществе любой топ-менеджер хочет знать, каков реальный статус его компании. Для этого ему необходимы услуги специально обученных людей – консультантов, способных дать объективную оценку ситуации и грамотный прогноз ее развития. Консультант востребован, перед ним ставятся масштабные задачи, в процессе решения которых совершенствуются методы анализа, растет квалификация.

И в нашей стране консалтинг развивался и развивается в зависимости от того, насколько игроки рынка готовы принять его услуги. На этапе первичного накопления капитала многое решалось "по понятиям". Но по мере становления рынка государство совершенствовало правовое поле, и законы джунглей сменялись действующими законодательными актами. Это создало благоприятную среду для развития консалтингового бизнеса.

С другой стороны, прекрасной школой для консалтинга стало реформирование крупных монополий, и прежде всего РАО "ЕЭС России". Нам участие в реформе позволило понять, что такое качественная услуга, как разные виды консалтинга связаны между собой и, главное, почему они должны быть связаны. В процессе реформы РАО проявились многие корпоративные противоречия, учиться решать которые приходилось, что называется, "на ходу". Стало очевидно, что консультанту гораздо лучше подключаться на раннем этапе – при постановке задачи и до принятия решения, – когда идет обсуждение всего процесса целиком. Тогда повышается вероятность выхода на нужный общий результат. Заказчик далеко не всегда может правильно поставить задачу, и чем раньше будет задействован консультант, чем больше вероятность того, что ему будет поручено решать комплексные задачи, тем качественнее и быстрее он сможет удовлетворить запросы клиента.

Заказчики тоже начинают понимать, что внешние консультанты способны решить проблему "под ключ", а вот использование штатных консультантов, даже высококлассных, не всегда дает нужный результат – они часто тонут в общем "болоте". Кстати, мы, консалтинговая компания, при реформировании собственной структуры тоже привлекали внешних специалистов. Большое видится на расстоянии.

Сейчас очень интересно работать, потому что консалтинг переживает, можно сказать, знаковый период. Реорганизация РАО "ЕЭС России" завершится 1 июля 2008 г. Одновременно идет процесс реформирования РЖД, концерна "Росэнергоатом", "Росспиртпрома", "Газпрома". У многих консультантов появляется отличный шанс наработать так называемую клиентскую историю – проще говоря, репутацию и связи, без которых консалтинг немыслим. Ведь он часто помогает решать проблемы, которые не принято "выносить из избы". Точнее, при оказании услуг необходимо знакомиться с такими документами, которые не всегда хочется показывать посторонним людям. Кроме того, приходится работать и на стыке интересов. Например, головная организация может заказать услуги, в которых не заинтересована дочерняя или партнерская компания. И проскочить между Сциллой и Харибдой можно лишь в том случае, если у тебя с обеими этими организациями хорошие, доверительные отношения.

В период реформ монополий консалтинг нарабатывает практику и устанавливает эти самые доверительные отношения с заказчиками. Проявившие себя компании будут и дальше консультировать реформированные структуры. Причем они станут заниматься именно комплексным сопровождением крупного бизнеса. Компаниям, которые в этом не участвовали, останется мелкая работа. Это не значит, что произойдет так называемое укрупнение рынка, скорее сегрегация исполнителей. Далеко не всем хочется быть генералами, особенно на рынке оценки, где существует ипотека или, скажем, раздел имущества при семейных конфликтах. Произойдет укрупнение самих заказов – когда задача ставится на ранней стадии, и необходимы консультации специалистов, имеющих разную компетенцию.

В сегодняшнем консалтинге есть и другая, внутренняя тенденция – смена поколений. Уходит поколение научных работников, сформировавшихся еще в советское время, и технических специалистов, для которых профессия закончилась с началом перестройки в СССР, и они подались в оценщики. Приходит молодежь, но она тоже разная. Мне кажется, поколение 1990-х гг. отличается в лучшую сторону от поколения 2000-х гг. У тех, кто пришел в бизнес в 1990-х гг., горят глаза, они готовы думать, понимают, что нет ничего раз и навсегда устоявшегося, быстро схватывают и развивают идеи. Сегодняшние выпускники вузов, к сожалению, часто руководствуются иными критериями. Многие из них говорят примерно так: мне нужна такая вот зарплата, а дальше я посмотрю – может, даже что-то буду делать за нее, но Вы поменьше меня трогайте на всякий случай. Никого не хочу обижать, но потребительский подход в нашем деле губителен. Дело ведь не только в отношениях с работодателем. Ты не можешь быть суперпрофессионалом, если относишься к работе как к задаче, которая решается "от сих до сих", и не способен каждый раз воспринимать ее по-новому.

Есть одна универсальная черта, необходимая любому консультанту. Бывает так: аудитор – "человек в нарукавниках" – сидит, разбирает бумаги, потом вдруг начинает биться в истерике и кричать: что Вы натворили, тут полный ужас, я срочно должен сообщить налоговому инспектору! Но если мы консультанты, нам интересен другой подход. Хорошо, натворили. И что теперь делать? Поэтому мы нанимаем людей, способных абстрагироваться и искать выход из сложной ситуации: есть проблема Х, она может иметь последствия Y, есть варианты ее решения A, B, C… Только с такими кадрами можно создать бизнес-интегратор – компанию, предоставляющую комплексный набор услуг по сопровождению бизнес-процессов заказчика.

В середине 1990-х гг., когда наша компания вышла на рынок, услуги консультантов были еще не востребованы, и люди, которые приходили в этот бизнес, не очень-то понимали, что такое консалтинг, и учились на собственных ошибках. Сейчас, когда мы накопили опыт и в штате у нас в основном молодежь, которая уже получила необходимое в профессии образование и начинает трудовую биографию уже именно в консалтинге, мы стараемся поддерживать в них креативное начало. И не страшно, если сперва они неопытны и изобретают велосипеды. Зато энергия их молодости помогает принимать нестандартные решения и находить выход из самых нестандартных ситуаций.

ПЭС 8107/22.04.2008


По данным разных исследований, в 2006 г. объем российского консалтингового рынка составил свыше 1 млрд долл. Наиболее востребованными видами консультационных услуг являются IТ-консалтинг, стратегический консалтинг и оценочная деятельность. Реструктуризация предприятий привела к существенному росту сегмента услуг по оценке бизнеса – около 150% в год.

Консалтинговая группа "Лаир" с 1997 г. занимается сопровождением бизнеса российских и зарубежных компаний. Она реализовала более 8000 проектов для 1000 организаций. Среди ее клиентов – ОАО "РАО "ЕЭС России"", ОАО "РЖД", ОАО "Лукойл", ОАО "Внешторгбанк" и др. По данным рейтингов ФАУФИ, журнала "Деньги", "Эксперт-РА" и "ЮНИПРАВЕКС", "Лаир" входит в сотню крупнейших консалтинговых компаний России и занимает первое место среди оценочных компаний Северо-Западного федерального округа.

Следить за новостями ИНЭС: