«Боливарианская альтернатива для Америк» как новая форма интеграционных объединений в странах Латинской Америки и Карибского бассейна

Номер 5-6. Россия, вперед?

На примере блока стран Латинской Америки и Карибского бассейна автор показывает, каким образом может политически и экономически функционировать региональная организация.

Юрий Лезгинцев
"Боливарианская альтернатива для Америк" как новая форма интеграционных
объединений в странах Латинской Америки и Карибского бассейна

"Экономические стратегии", №05-06-2009, стр. 44-49

Лезгинцев Юрий Михайлович – советник Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Боливарианской Республике Венесуэле.

Введение

Интеграционный блок АЛБА ("Боливарианская альтернатива для Америк") был создан в 2004 г. по инициативе Венесуэлы на базе состоявшегося годом ранее I Боливарианского конгресса народов, в котором приняли участие более 50 региональных организаций левого толка. Формирование нового политико-экономического объединения группы латиноамериканских стран происходило в противовес развернувшимся в тот момент переговорам под эгидой США о создании Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ), что изначально предопределило направленность этого объединения против господствующих на континенте неолиберальных принципов либерализации региональных торгово-экономических связей. На начальном этапе блок включал в себя Венесуэлу и Кубу. В 2006 г. к ним присоединилась Боливия, в 2007 г. – Никарагуа, в 2008 г. – Доминиканская Республика и Гондурас, в 2009 г. – небольшое островное государство Сан Висент и Гранадинас.

Несмотря на то что блок АЛБА замышлялся прежде всего как политический альянс, в дальнейшем его практическая деятельность распространилась на сферу торгово-инвестиционных отношений.

Общая характеристика блока АЛБА, принципы и направленность его деятельности

Опорной конструкцией деятельности новой организации стал заявленный Венесуэлой принцип солидарной ответственности за энергетическую безопасность входящих в нее стран и Латино-американского региона в целом. На первый план был выдвинут политический постулат, основанный на антиимпериалистической идеологии: облегчение бремени закупок энергоресурсов для развивающихся стран, являющихся членами АЛБА и страдающих от монополистического диктата международных нефтяных компаний.
Выход Венесуэлы в 2006 г. из Андского сообщества наций (АС) по причине несогласия с заключением его членами – Перу и Колумбией – сепаратных соглашений о свободной торговле (ССТ) с США фактически предопределил негативное отношение венесуэльских властей к данному типу договорно-правовых инструментов, ставших в последнее десятилетие основной формой адаптации латиноамериканских государств к вызовам глобализации в сфере внешнеэкономических связей.

В то же время разрыв с АС дал официальному Каракасу возможность сосредоточить усилия на реализации новых принципов международного сотрудничества в торгово-экономической области, основанных на идеологических постулатах "социализма XXI в.", в частности реализовать зафиксированный в плане социально-экономического развития на 2007-2013 гг. "Симон Боливар" принцип "создания энергетических альянсов в контексте региональной интеграции" (1) и провести "консолидацию оси Куба – Венесуэла – Боливия для продвижения блока АЛБА как альтернативы МАЗСТ и ССТ" (2).

В основе упомянутого интеграционного объединения, основанного на снабжении ресурсами по коммерческо-идеологическому принципу (с преобладанием идеологии), – доходы от экспорта венесуэльских углеводородов.

В экономическом плане правительство Венесуэлы, являющееся главной движущей силой блока, предпринимало и продолжает предпринимать активные шаги для создания материальной базы проводимого организацией антиимпериалистического курса, нацеленного против США.

По данным венесуэльского Центра экономических исследований (CИЕКА), с момента создания АЛБА до середины 2008 г. Венесуэла вложила в этот проект 32,95 млрд долл., или 23,5% доходов бюджета за указанный период. Большая часть этих средств в виде льгот пришлась на Кубу (18,77 млрд долл.). Боливия получила 6,72 млрд долл., Никарагуа – 5,52 млрд долл., Гондурас – 130 млн долл., Доминиканская Республика – 8 млн долл. Гаити, тесно сотрудничавшей с блоком, было перечислено 440 млн долл. Эквадор, не посчитавший для себя целесообразным на данном этапе формально присоединиться к АЛБА, также получил в виде инвестиций и льгот 1,58 млрд долл., а Парагвай, собирающийся вступить в эту организацию, – 1,43 млрд долл. (3). Указанные цифры дают основание считать АЛБА торгово-инвестиционным инструментом, который Каракас использует для продвижения собственного видения региональной интеграции. Они также свидетельствуют об идеологической направленности блока АЛБА и принципах выбора Каракасом экономических партнеров, хотя теоретически членом блока может стать любая страна региона.

Энергетическое сотрудничество – основа кооперационных связей блока АЛБА

Боливарианская интеграция в рамках блока АЛБА реализуется через специальные программы "Петрокарибе", "Петросур" и "Петроандина" при активном участии стратегического экономического механизма венесуэльского правительства – государственной нефтяной компании "Петролеос де Венесуэла" (PDVSA; 4). Роль PDVSA определяется ее монопольным положением в главном секторе экономики страны – нефтегазовом. По законодательству компания наделена исключительными правами на разведку, добычу и коммерциализацию углеводородов, как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Более 90% венесуэльской внешней торговли и привлечения инвестиций реализуется через PDVSA.

Главным "приводным ремнем" сотрудничества в рамках АЛБА выступают поставки венесуэльской нефти на льготных условиях в рамках проекта "Петрокарибе".
В его основе лежат договоры о предоставлении Каракасом нефти, необходимой для развития экономик стран региона, на преференциальных условиях: 2 льготных года, рассрочка платежа на 23 года под 2% годовых без права реэкспорта (см. рис. 1).

В 2008 г. PDVSA поставляла в рамках подписанных соглашений в среднем 270 тыс. баррелей нефти в сутки. Основные ее объемы направлялись на Кубу, в Доминиканскую Республику и Никарагуа. В 2007-2008 гг. Куба на льготных условиях получала 92 тыс. баррелей венесуэльской нефти в день. Принято решение о расширении кубинской квоты до 250 тыс. баррелей в день. Начиная с 2005 г., стоимость поставок Кубе – крупнейшему потребителю венесуэльской нефти и нефтепродуктов – по льготной схеме составили 8,9 млрд долл., из них в виде долгосрочного кредита оформлено 4,6 млрд долл. (5).

В связи с мировым кризисом PDVSA пересматривает льготные условия в сторону их приближения к экономическим реалиям. Так, снижена оплачиваемая по долгосрочному кредиту часть поставок – с 60 до 50%. Теперь 50% стоимости должны гаситься денежными платежами в течение 90 дней.

Поскольку поставки венесуэльской нефти чрезвычайно важны для национальных экономик участвующих в программе стран, на VI Саммите АЛБА, прошедшем в Каракасе в январе 2008 г., в качестве наблюдателей присутствовали представители Уругвая, Гондураса, Эквадора, Гаити, Сан Висенте и Гранадинас, Сан Кристобаля и Нэвис, Антигуа и Барбуда.

В апреле 2008 г. Национальная ассамблея Венесуэлы приняла закон о расширении поставок нефти и нефтепродуктов в страны АЛБА. Предусматривается увеличение квот на продажу в кредит углеводородов Кубе, Боливии и Никарагуа в размере более 0,5 млн баррелей в день. Установлена новая расширенная квота в 291 тыс. баррелей в сутки: Боливия – 250 тыс. баррелей, Никарагуа – 27 тыс. баррелей и Гаити – 14 тыс. баррелей.

Предполагается, что в 2009 г. вышеупомянутые программы, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, будут развиваться. Их целью является выработка механизмов взаимодействия нефтегазовых компаний с тем, чтобы более эффективно использовать имеющиеся природные ресурсы в интересах населения Карибского и Южноамериканского регионов. Задачей венесуэльского концерна является также формирование нефтехимической отрасли в промышленности стран-партнеров. Для реализации совместных проектов по созданию дополнительных мощностей по переработке нефти PDVSA в одностороннем порядке выделила 10,0 млрд долл. Эти средства предназначены для модернизации НПЗ на Кубе (компания Cupet), в Бразилии (Petrobras), Уругвае (Ancap), на Ямайке (PetroJam) и в других странах ЛАКБ.

В целом можно констатировать, что в ближайшие годы Каракас будет предпринимать активные усилия по расширению своего влияния на латиноамериканских энергетических рынках. В случае успешного развития национальных месторождений нефти и газа, энергетический фактор в условиях финансовой и экономической нестабильности в мире может стать решающим условием усиления интеграционных процессов в регионе.

Финансовое взаимодействие – важнейшая составляющая деятельности блока АЛБА

С целью управления денежными потоками как внутри блока, так и за его пределами (на южноамериканском направлении) создаются альтернативные кредитно-финансовые учреждения. В Гаване был открыт филиал банка АЛБА – это единственный пример, когда другие участники блока делают хотя бы символические взносы. Его оплаченный капитал должен в перспективе составить 800 млн долл. (Венесуэла вносит 660 млн долл., Куба – 118 млн долл., около 60 млн долл. переводит Боливия, и 20 млн долл. – Никарагуа). Пока же из-за негативного влияния мирового кризиса и сокращения доходов от экспорта венесуэльской нефти для организации практической работы банку переданы 50 млн долл. из продовольственного фонда блока АЛБА. Задача – налаживание кредитования совместных проектов в области сельского хозяйства.

Еще одним финансовым инструментом реализации интеграционных проектов в регионе при участии Венесуэлы должен стать Банк Юга, договор о создании которого был подписан 9 декабря 2007 г. между Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Уругваем и Эквадором. Основная цель банка – быстрое и эффективное финансирование проектов развития в Южной Америке. Предполагалось, что банк будет не только полностью независим от неолиберальной политики мировых финансовых институтов (МВФ и ВБ), но и станет местом размещения и хранения золотовалютных запасов стран региона, суммарно составлявших на тот момент 165 млрд долл. Еще одна идея, которая закладывалась при формировании банка – аккумулирование им средств национальных социальных программ и пенсионных фондов и направление их на нужды внутреннего развития.

Уставной капитал банка был зафиксирован на уровне 20 млрд долл. (в марте 2009 г. он снижен до 10 млрд долл.). Первоначальный подписной капитал составил 7 млрд долл.

Страны-пайщики были разбиты на три категории.

В первой – Аргентина, Бразилия и Венесуэла, которые должны внести по 2 млрд долл. каждая, во второй – Уругвай и Эквадор с суммой первоначального взноса в 400 млн долл., и в третьей – Парагвай и Боливия, чья квота составила 100 млн долл. До 10% суммы разрешено внести в местной валюте.

По существу, банк замышлялся как альтернатива международным валютно-финансовым организациям и был практически создан в начале 2009 г. как финансовая структура, тесно связанная с южноамериканским общим рынком Меркосур. Для его участников и ассоциированных с ним стран банк стал, по сути, консолидированным кредитно-финансовым институтом. Со временем Банк Юга должен составить конкуренцию таким региональным кредитно-финансовым институтам, как Межамериканский банк развития (МАБР), Андская корпорация развития (АКР) и Латино-американский резервный фонд (ЛРФ), аккумулируя внутренние накопления на финансирование торгово-инвестиционных проектов в регионе. Вместе с банком АЛБА он должен стать финансовой основой новых интеграционных моделей в регионе.

Более того, с политической точки зрения, в Каракасе рассматривают Банк Юга как средство ускорения полноформатного вступления в Меркосур и как механизм финансовой интеграции в регион нового объединения – Союза государств Южной Америки (УНАСУР), созданного в 2007 г. на основе Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН).

В связи с мировым кризисом финансовое сотрудничество становится одним из важнейших направлений деятельности АЛБА. На саммите блока в ноябре 2008 г. были выдвинуты инициативы, касающиеся новой региональной финансовой архитектуры, которая будет включать в себя клиринговую систему с использованием общей региональной валюты – "сукре" и стабилизационный фонд. Кроме того, в качестве альтернативы МВФ решено создать так называемый Международный монетарный совет.

Соглашения о введении расчетной единицы "сукре" и начале деятельности компенсационной клиринговой палаты были подписаны на чрезвычайном саммите блока в апреле 2009 г. Венесуэла, поддержанная другими участниками организации, явилась инициатором проведения широкой международной конференции под эгидой ООН по преодолению последствий финансово-экономического кризиса, где намерена продвигать свои идеи о регулировании глобальной и региональной финансовой деятельности.

Новые направления сотрудничества в рамках блока АЛБА

Во время саммита АЛБА в апреле 2008 г. его участники подписали договор о продовольственной безопасности и суверенитете, сразу же одобренный законодательным органом Венесуэлы. Планируется создание продовольственного фонда с первоначальным капиталом в 100 млн долл.

Соглашение заключено на срок 5 лет и предусматривает образование исполнительной комиссии на уровне министров сельского хозяйства и продовольствия для реализации межнациональных проектов в агроиндустриальной сфере. Примером могут служить планы создания на территории Венесуэлы (с участием Никарагуа) комплекса по производству буйволиного мяса и молока.

Таким образом, АЛБА предлагает региональную формулу ответа на вызовы мирового энергетического, финансового и продовольственного кризиса, что должно привлечь другие, особенно малые страны региона и подвигнуть их на присоединение к блоку.

В то же время в рамках интеграционных схем обеспечивается снабжение продуктами питания венесуэльского внутреннего рынка, испытывающего перебои с продовольствием (только Никарагуа будет ежемесячно направлять в Венесуэлу 500 т мяса, 11 тыс. т маиса и т.д.). Это особенно важно для укрепления внутренних позиций боливарианского правительства.

В рамках договора о продовольственной безопасности и суверенитете по линии АЛБА предусматривается создание совместной рыболовной компании для океанического промысла кубинскими судами тунца и другой рыбы (например, сардины) в 200-мильной экономической зоне Венесуэлы, а также верфи для строительства промысловых судов. Выпускаемая продукция также должна помочь решению продовольственных проблем. Т.е. здесь, как и в случае с другими странами, закрепляется модель "нефть в обмен на продовольствие", когда страны АЛБА в качестве частичной оплаты поставок венесуэльских энергоносителей будут предоставлять продукты питания. В целом сотрудничество двух ведущих стран блока (Венесуэлы и Кубы) опирается на солидную и постоянно расширяющуюся экономическую базу.

Куба пользуется 250-миллионным револьверным кредитом при поставках на остров венесуэльских товаров, при этом она отменила таможенные пошлины на 1000 позиций товарной номенклатуры (прежде всего строительные материалы, одежду, рыбную продукцию). В продовольственной сфере Венесуэла финансирует закупку оборудования для кубинских кооперативов с целью очистки земли на плантациях сахарного тростника от отходов его производства и перепрофилирования ее для выращивания риса. Часть продукции предполагается направлять в Венесуэлу.

При участии венесуэльской компании PDVSA и с использованием материалов, получаемых из поставляемой нефти (полихлорвинила), на Кубе реализуется программа строительства дешевого жилья "Петрокаса".

Еще одним нетрадиционным направлением деятельности АЛБА являются планы Венесуэлы и Кубы по созданию металлургической компании Siderurgica del ALBA. Комплекс будет расположен на венесуэльской территории в штате Монагас. Предусматриваются инвестиции в объеме 1,5 млрд долл., при этом 51% акций будет принадлежать министерству базовой и горнорудной промышленности Венесуэлы и 49% кубинской компании Acinox. Одновременно на Кубе должно начать работу совместное предприятие по добыче и выпуску ферроникеля, которое будет поставлять сырье в Венесуэлу. Проект реализуется в соответствии с планом промышленного развития в рамках АЛБА. Указанные факты достаточно убедительно показывают, что лидирующую роль в блоке АЛБА играет венесуэльская нефть и нефтедоллары, а также кубинские специалисты и технологии.

Однако АЛБА все настойчивее стремится преодолеть нефтяную парадигму и пусть понемногу, но настойчиво расширяет сферу сотрудничества, налаживая промышленную кооперацию, осуществляя взаимные поставки продовольствия и реализуя пока небольшие по объемам технологические проекты. Так, с помощью Венесуэлы и Кубы в Никарагуа построена и начала работу электростанция на 20 Вт. Общий объем инвестиций составил 22 млн долл. Венесуэла также субсидирует внутренние цены на автомобильное топливо в Никарагуа. Банк АЛБА совместно с венесуэльским банком Bandes изучает возможность предоставления кредита Никарагуа в размере 70 млн долл. на проведение посевных и уборочных работ в 2008-2009 гг.

Конечно, по масштабам сотрудничества АЛБА пока не может сравниться с Меркосур или АС. Тем не менее пример АЛБА указывает другим странам региона эвентуальные пути построения нового типа торгово-экономических и финансовых отношений. Слабой стороной блока остается его полная зависимость от венесуэльских энергоносителей и ценовой ситуации на мировом рынке углеводородов, поскольку в случае падения мировых цен на нефть возможности Венесуэлы по дальнейшему финансированию инициативы будут снижаться, что ставит под вопрос существование АЛБА.

Заключение

В целом АЛБА позиционировалась как набирающая темпы экономического сотрудничества и политическое влияние региональная организация, с которой все больше приходится считаться "грандам" латиноамериканской интеграции. Блок трансформировался в полноценное, влиятельное в региональном масштабе политическое и экономическое объединение, активно продвигающее новую интеграционную модель регионального масштаба. Он является альтернативой традиционным формам неолиберальной континентальной интеграции, будучи по существу гибридом ССТ и организации экономической взаимопомощи.

Можно утверждать, что АЛБА служит внешнеполитическим продолжением внутренней стратегии боливарианской трансформации национальной экономики (что функционально совпадает с целями традиционных ССТ). Поскольку организация тем не менее все более придерживается коммерческих принципов, представляется обоснованным рассматривать ее как составную часть мировой торговли и своеобразное выражение процессов региональной торгово-экономической интеграции.

При доминировании политической составляющей блок все же является хозяйствующим субъектом, основными направлениями деятельности которого стала, хотя и субсидируемая, торговля энергоресурсами, а также набирающее силу инвестиционное сотрудничество. Поэтому, несмотря на определенную специфику, он сопоставим с ССТ в понятийных категориях новых форм организации мировой торговли. Представляется, что с учетом развивающихся отношений между Россией и Венесуэлой АЛБА может стать, наряду с другими интеграционными образованиями на континенте, инструментом продвижения экономических и политических связей нашей страны с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна.

ПЭС 9112/08.04.2009

Примечания
1. Gobierno Bolivariano "Proyecto Nacional Simon Bolivar primer plan socialista. Desarrollo economico y social de la Nacion 2007-2013", Septiembre 2007, Caracas, p. 96.
2. Ibid, p. 104.
3. Centro de Investigaciones Economicos, "Evaluacion del Proyecto Bolivariano", Caracas, 2008, p. 34-35.
4. В 2008 г. PDVSA являлась десятой в мировом рейтинге компанией по размеру активов.
5. El Nacional, 12.III.1009, p. 8, Caracas.

Следить за новостями ИНЭС: