«Болашак» — значит будущее. А что в настоящем?

Номер 2 - ЦА. Закон гармонии

За последние годы существования программы «Болашак» наметился существенный диссонанс между финансовыми и организационными усилиями, прилагаемыми государством, и той реальной практической пользой, которую приносят суверенному государству вернувшиеся стипендиаты

Ануар Аязбеков
"Болашак" – значит будущее. А что настоящее?

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2006, стр. 108 – 111

Аязбеков Ануар – аналитик Института экономических стратегий – Центральная Азия.

Международная стипендия Президента Республики Казахстан "Болашак" существует с 1994 г. За это время высшее образование в вузах Европы, Северной Америки, России, Австралии и Азии получили около трех тысяч молодых казахстанцев. Аналогов такой программы на просторах СНГ не существует. Данная образовательная инициатива государства была прежде всего направлена на подготовку специалистов в области социальных и технических наук для государственного аппарата. Иначе говоря, стратегической целью проекта являлось увеличение кадрового потенциала молодого государства, повышение уровня образования и технологичности новой казахстанской бюрократии. Сегодня, спустя 13 лет после начала действия программы "Болашак", ее концепция выглядит иначе. Согласно принятым в 2004 г. изменениям к правилам приема и отбора, требования к участникам программы снизились и одновременно возросло количество присуждаемых стипендий. Так, в прошлом году было принято решение ежегодно направлять до 3 тыс. студентов для получения высшего профессионального и послевузовского образования (bachelor degree, master degree и PhD по западной классификации) в различных зарубежных университетах. Для администрирования "Болашак" в 2005 г. была создана отдельная структура при Министерстве образования и науки – АО "Центр международных программ", которая выполняет работу по сопровождению студентов на всех этапах, от момента отбора до получения ими диплома в зарубежном вузе.

Конечно, подобная инициатива государства – дать возможность талантливым молодым людям получить образование в лучших высших учебных заведениях мира – встречает одобрение и государственных органов, и населения. На первый взгляд все очень хорошо и правильно: государство спонсирует лучших студентов и аспирантов, оплачивая не только обучение, но и перелет, проживание и страхование здоровья. Согласно утверждениям государственных органов, ответственных за реализацию программы, по окончании обучения все вернувшиеся "болашаковцы" успешно применяют полученные знания, способствуя тем самым росту технологического потенциала страны.

Тем не менее автор данной статьи хотел бы затронуть некоторые спорные, на его взгляд, вопросы, которые связаны с реализацией данной программы. За последние годы существования программы "Болашак" наметился существенный диссонанс между финансовыми и организационными усилиями, прилагаемыми государством для направления граждан РК на обучение за рубеж, и той реальной практической пользой, которую приносят суверенному государству вернувшиеся стипендиаты. Критический анализ ситуации вокруг программы "Болашак" показывает, что либерализация правил приема, присуждения стипендий и последующей ее отработки привела к появлению потребительского подхода к стипендии среди "болашаковцев". Предоставленная возможность получить образование в престижном зарубежном вузе больше не рассматривается как кредит доверия государства способному стипендиату и интеллектуальная инвестиция в его образование. Некоторые соискатели рассматривают обучение как услугу государству и выдвигают ряд требований (например, требование предоставления бесплатного жилья в г. Астане стипендиатами, вернувшимися в 2000 г.) и просят о смягчении правил отработки.

Согласно правилам, действовавшим до 2005 г., после завершения обучения и возвращения в республику все стипендиаты были обязаны проработать 5 лет на государственной службе. В настоящее время место работы стипендиата специально не оговаривается. Единственным условием является его обязательное трудоустройство на территории Казахстана или же в казахстанских представительствах за рубежом. Впрочем, согласовав этот вопрос с государственной комиссией, стипендиат может по лучить право работать в любой стране мира. На данный момент лишь немногие из числа обучавшихся по программе "Болашак" находятся на государственной службе, чуть больше стипендиатов работает в национальных компаниях.

Мониторинг трудоустройства выпускников не ведется, нет базы данных о полученных специальностях и работодателях за каждый год действия программы. Но с уверенностью можно сказать, что соотношение студентов, обучавшихся за счет средств республиканского бюджета, которые в данное время работают в государственных органах и национальных компаниях, и тех, кто трудоустроен в коммерческих организациях, далеко не в пользу государственного сектора. Это вызвано прежде всего тем, что многие компании, в том числе и иностранные, предлагают вернувшимся "болашаковцам" гораздо более привлекательные условия (оплата труда, содержание социального пакета и т. п.), чем государственные органы. В то же время многие крупные транснациональные корпорации и казахстанские коммерческие структуры практикуют оплату краткосрочного и долгосрочного обучения своих сотрудников. Успешно привлекая на работу стипендиатов программы "Болашак", эти структуры получают квалифицированные кадры с дипломами магистров и докторов наук, за обучение которых платило государство. Республика не получит прямой отдачи от знаний и умений стипендиатов, которые трудятся лишь на благо своей корпорации. Несмотря на значительный экономический рост и демократизацию общества, отношения между частным и государственным секторами экономики и несовершенство нормативно-правовой базы позволяют предположить, что квалифицированность человеческих ресурсов в частном секторе в среднесрочной перспективе, как правило, приносит пользу лишь конкретному работодателю. Причем такими работодателями очень часто оказываются транснациональные корпорации с минимальным участием государства и национального бизнеса. Конкретная роль подобных специалистов в росте национальной экономики остается под вопросом.

Для примера возьмем Перечень приоритетных специальностей для присуждения международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" в 2006 г. Данный перечень составлен исходя из потребности в кадрах, необходимых для реализации ряда государственных программ, таких как Стратегия индустриально-инновационного развития (СИИР), Государственная программа развития жилищного строительства, Государственная программа формирования электронного правительства, Казахстанская кластерная инициатива. В данном документе указывается специальность, уровень подготовки (bachelor, master, PhD) и страна обучения. Если принять во внимание тот факт, что непосредственными исполнителями государственных программ являются министерства и ведомства, то логично предположить, что вернувшиеся специалисты, обученные по конкретной специальности, должны работать в органах – исполнителях конкретной государственной программы, чтобы своими знаниями содействовать ее реализации. Но в соответствии с новыми правилами место будущего трудоустройства специалиста никак не регламентируется. Возьмем для примера СИИР. Специальность "магистр в сфере финансов" (MS in Finance) дает возможность быстро найти работу как в государственных органах, так и в коммерческих структурах – такие специалисты очень нужны. Как уже говорилось, возвратившийся выпускник может самостоятельно выбирать место работы, никаких ограничений при этом не налагается. Но если "болашаковец" предпочтет крупную транснациональную компанию министерству, какова будет его роль в развитии и реализации СИИР?

В этом контексте вопрос о затратах на программу "Болашак" представляется весьма актуальным. Ведь само по себе направление на обучение за рубеж сложности не представляет. Тем более, что эта работа ведется в сотрудничестве с образовательными организациями – ACCELS (США), British Council (Великобритания), NUFFIC (Нидерланды) – и единственным условием ее успешности является достаточное финансирование программы, осуществляемое из средств республиканского бюджета. В 2006-2007 гг. стоимость программы составит 11 млрд тенге, или 88 млн долл. Это немалая сумма для бюджета республики. Основные средства выделяются на оплату обучения, то есть направляются напрямую в бюджет зарубежных вузов. Рассмотрим пример США. Осенью 2006 г. при содействии ACCELS на обучение в Соединенные Штаты отправились 450 студентов. Общая стоимость обучения в университете, проживания, перелета и медицинской страховки в США в год составляет около 25 тыс. долл. Иными словами, только по США в предстоящем академическом году затраты государства составят 11,25 млн долл. Согласно приблизительным оценкам, в 2007 г. в США отправятся за знаниями около 1 тыс. студентов и столько же в Великобританию и другие страны Западной Европы. Программы бакалавриата длятся до четырех лет, по многим специальностям государство оплачивает годичную языковую подготовку.

Ежегодно на программу "Болашак" выделяются крупные финансовые средства. Рационально ли они используются? Программа, безусловно, должна способствовать росту кадрового потенциала страны в контексте планов по вхождению Казахстана в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира. Однако в данное время ни Министерство образования и науки, ни Центр международных программ не ведут мониторинг трудоустройства стипендиатов ни по месту работы, ни по соответствию полученной специальности. Поскольку неизвестно, какую отдачу получает государство от "болашаковцев", невозможно стратегически планировать саму
программу. Необходимо создать регулярно пополняемую базу данных по всем специалистам, получившим стипендию президента. Это поможет выявить реальную картину того вклада в развитие государства, который вносят стипендиаты.

Последние несколько лет явных результатов от реализации программы не видно. Стратегическое видение места и роли программы в развитии государства также отсутствует. Из-за изменений в правилах реализации программы не удовлетворяются кадровые запросы государственных органов. Большинство "болашаковцев" устраиваются на работу в коммерческие структуры, зачастую иностранные. Для того чтобы вернуть программе изначальную направленность, нужно кардинально пересмотреть весь процесс отбора и механизм получения практической отдачи от инвестиций государства в образование. Наиболее эффективной мерой будет отработка по возвращении стипендиатов в республику. Сфера применения знаний и умений, полученных за счет средств государственного бюджета, должна быть строго ограничена – работа в государственных структурах и преподавательская деятельность. Чтобы способствовать развитию регионов, необходимо ввести отработку по месту прописки. Для наиболее рационального использования знаний и умений стипендиатов и сохранения привлекательности этой престижной стипендии необходимо уменьшить сроки отработки до двух-трех лет. Внесение этих изменений в программу позволит, с одной стороны, отобрать действительно патриотично настроенных соискателей, а с другой – гарантировать получение прямой отдачи от вложенных финансовых средств.

Следить за новостями ИНЭС: