Бизнес @ скоростью Гейтса

Номер 2. Сим победиши...

Рецензия на книгу Билла Гейтса “Бизнес со скоростью мысли”….Информационные потоки суть “кровеносная система” бизнеса, а компьютерные сети – его “нервная система”, утверждает Билл Гейтс.

Андрей Киташов
Бизнес @ скоростью Гейтса

"Экономические стратегии", 2001, №2, стр. 94-101

В замечательной детской книжке советского писателя Николая Носова "Незнайка на Луне" есть такой персонаж – состоятельный лунный коротышка Спрутс, который издает газету "Давилонские юморески". Кроме юморесок как таковых, ее читателям предлагаются рассказы о том, как благоденствуют покупатели товаров Спрутса и прозябают те, кто еще не догадался стать его клиентом. Едва ли не все наши соотечественники, упивавшиеся в свое время похождениями жителя Цветочного города на далекой холодной планете, сегодня дома и на работе не могут обойтись без продукции Microsoft.

Хорошей новостью для российских пользователей программного обеспечения компании, возглавляемой Биллом Гейтсом, стал выход в свет русифицированной версии его новой книги "Бизнес со скоростью мысли".

Давно отдыхают от земных дел Томас Гоббс, уподоблявший государство библейскому чудищу Левиафану, и чернокнижник Папюс, развивавший в рамках магических построений идеи о человеке-машине, однако не один читатель нового сочинения Гейтса невольно вспомнит о них. Создатель Microsoft, в духе великих философов прошлого блуждая мыслью от живого к неживому, от машины к организму, начинает свои рассуждения с красивого утверждения, что информационные потоки суть "кровеносная система" бизнеса. И ни здравый смысл, ни авторитет Гейтса как одного из самых удачливых предпринимателей современности не позволяют подвергнуть сомнению этот вывод. Поясняя свою идею, он подчеркивает важность скорости движения информации для успеха бизнеса и констатирует, что компьютер, который пока еще не может взять на себя большую часть обработки информации, тем не менее, уже здорово помогает человеку. Гейтс напоминает, что современные информационные технологии делают распространение информации внутри компании не только возможным, но и полезным: прошли времена, когда объем доступной деловой информации определялся положением в служебной иерархии, теперь каждый сотрудник может и должен иметь доступ ко всем данным, имеющим отношение к положению дел в компании.

Развивая свой тезис, Гейтс переносится от образа информационной "кровеносной системы" к образу электронной "нервной системы". Изменив первоначальной метафоре, автор остается верен "информационной парадигме" современного бизнеса. В самом деле, мы готовы поверить, что объединенные в сеть компьютеры позволяют подразделениям предприятия эффективно обмениваться информацией. Достоинством книги является то, что Гейтс, обращаясь к недавней истории процветающих американских компаний, доказывает возможность радикального совершенствования работы с информацией, которoе, по его мнению, расширяя и смещая сферу ответственности сотрудников корпорации, влечет за собой изменения в ее функциональной структуре (также см.: подверстку "Boeing стремится в компьютерное будущее"). Гейтс использует не только примеры из практики других компаний, опыт Microsoft также широко представлен в книге. Так, служащие отдела продаж могут использовать интернет-сайт InfoDesk для того, чтобы переадресовывать инженерам компании технические вопросы клиентов. Когда последние обращаются в Microsoft через электронную почту, компьютерная система направляет их обращения соответствующему специалисту. И если он не дает ответа в течение 48 часов, система автоматически передает запрос руководителю этого специалиста.

К радости другого героя уже упоминавшейся сказки Носова – Скуперфильда, не доверявшего абстракциям, первая часть книги "Бизнес со скоростью мысли" завершается выводом, который может тронуть и бесчувственный камень: применение современных компьютерных технологий позволяет сократить оборот печатной документации и серьезно экономить на бумаге. Тем самым композиция первой части напоминает беседу выпускницы педагогического училища с воспитанниками интерната для умственно неполноценных детей: исчерпав запас красочных определений, тонких силлогизмов, метонимий и образов, учительница, наконец, решается привлечь внимание аудитории задорным призывом: "Ну, на бумаге-то вы не прочь сэкономить?!".

Вторая часть "Коммерция: Интернет меняет все", призванная, очевидно, стать апологией Microsoft перед лицом оппонентов, с переменным успехом добивающихся расщепления компании, отражает стремление Гейтса быть законодателем мод и стандартов во всемирной компьютерной сети. Чем чаще повторяет он, как заклинание, что ни одна компания не может монополизировать Интернет, тем яснее становится, что за желание сделать это винить никого, в том числе Microsoft, нельзя. Билл Гейтс в манере пуантилизма (1) пишет картину не то внедрения Web-технологий в жизнь, не то перенесения самой жизни в область Web-технологий (см. подверстку "Двенадцать основных принципов Билла Гейтса"). Погружаясь в волны фантазии мультимиллиардера, читатель ясно видит себя совершающим покупки и прочие сделки через Интернет. Оригинальный демократичный стиль изложения позволяет автору книги свободно перемещаться от глобальных вопросов взаимодействия правительств с гражданами к перспективам слияния телевизора и компьютера, не оставляя незатронутой ни одну сторону человеческого бытия. Предупреждая возможное желание посредника внедриться между клиентом и корпорацией, Гейтс указывает, что посредник может теперь лишь попытаться улучшить качество товара, поскольку сетевые технологии прочно связывают конечного потребителя с производителем товаров и услуг. Не успеет читатель задуматься, может ли какой-нибудь посредник улучшить услуги, оказываемые пользователю самой компанией Microsoft, как Билл Гейтс увлекает его заманчивой панорамой широкого и непосредственного взаимодействия клиента с производителем путем виртуального, основанного на использовании всевозможных баз данных и цифровых аналитических систем, индивидуального подхода к клиенту. Становится понятно, что компания, глава которой с таким знанием дела описывает работу с клиентами, заслуживает первоочередного внимания читателя.

В третьей части своей книги Билл Гейтс вновь обращается к проблеме внутренней организации компании, напоминая, что "совершенствование управления информацией – часть стратегии успеха". Здесь Гейтс охотно вспоминает тезисы, которые он выносил на суд общественности в своей предыдущей книге "Дорога в будущее". Его главной задачей становится поиск и предупреждение проблем. Конечно, основное средство ее решения – использование электронной "нервной системы", должным образом собранной, настроенной и опирающейся на технологии Microsoft.

Добравшись до середины книги, внимательный читатель заметит, что Билл Гейтс тщательно отнесся к подбору многочисленных примеров, иллюстрирующих его идеи. Да, он говорит о некоторых своих конкурентах, хотя и не о тех, с которыми ему приходится вести наиболее кровопролитные сражения, но делает это мимоходом, ближе к концу книги, когда мнение читателя уже сложилось предположительно в его пользу. Выбор жанра книги безошибочен. Для предпринимателей, а именно на них она ориентирована, Билл Гейтс – несомненный авторитет и как бизнесмен, и как специалист по компьютерам. Популярный стиль изложения не оставляет места для дискуссии о том, что продукты Microsoft, несмотря на доступность и распространенность, подчас существенно уступают по своим качествам продуктам конкурентов, а технологии Microsoft могут оказаться не самыми подходящими для среднего и крупного бизнеса.

Для тех же, кого удалось склонить к использованию технологий Microsoft, книга снабжена особым приложением, в котором они подробно описываются. Здесь, наконец, Вы и сможете прочесть, что "большинство компаний избирают в качестве стандарта настольные Windows-ПК". Что поделать, такую модель отношений с клиентом Билл Гейтс, очевидно, отстаивает: для привлечения корпоративных заказчиков он избирает все ту же тактику, позволившую ему стать крупнейшей фигурой в индустрии программного обеспечения для индивидуальных потребителей. Гейтс несомненно является первоклассным специалистом в области информационных технологий, и его рекомендации определенно заслуживают внимания предпринимателей, занимающихся оптимизацией управления, однако, сформулировав проблему, он старается в нагрузку навязать еще и собственное ее решение.

Руководитель агентства EnRus, взявшего на себя труд перевести очередное программное произведение Гейтса, признает во вступительном слове, что название книги "Business @ the Speed of Thought" не будет звучать по-русски так же многозначно, как по-английски. Конечно, всякий, кто вспомнит, что способностью перемещаться со скоростью мысли в Древней Греции наделяли покровителя торговли и ремесел Гермеса, служившего по совместительству воплощением информации в теперешнем ее понимании, оценит иносказательность заглавия. Но нестыковка русского предлога "со" с английским "@ (at)" не позволяет оценить его по достоинству в переводе. Увы, несмотря на все старания переводчиков, книга, которая призвана стать руководством для руководителей, может не прижиться на российской почве. Тем, кто следит за драматическим развертыванием событий вокруг корпорации Microsoft, хорошо известно, "куда тянутся щупальца Спрутса". Захватив значительную долю рынка программного обеспечения для персональных ЭВМ, Гейтс давно с нескрываемым интересом смотрит на рынок корпоративных, сетевых программных продуктов. В России же рынок программного обеспечения с самого начала принял форму торговли компакт-дисками с лотков, программные продукты продавались на вес, а серебристые носители доверху заполнялись дистрибутивами, для простоты цена на все "пиратские" компакт-диски устанавливалась и устанавливается единой. В нашей стране нарушение законов об авторском праве до сих пор было невинной шалостью по сравнению с прочими проделками начинающих капиталистов, и готовая к употреблению продукция Microsoft принятым в джунглях Киплинга образом пропитала собой все слои русскоязычного коммерческого пирога.


Примечание
1. Пуантилизм — в живописи манера письма раздельными мазками правильной формы наподобие точек или квадратиков.


Двенадцать основных принципов Билла Гейтса, которые нужно выполнить, чтобы поток электронной информации вошел в плоть и кровь вашей компании.

В процессе осуществления интеллектуальной деятельности:

1. Обмен информацией в вашей организации должен осуществляться с помощью электронной почты. Только тогда вы сможете реагировать на события с необходимой скоростью.

2.Изучайте данные о сбыте в оперативном режиме – так легче обнаруживать закономерности и обмениваться соображениями. Вы должны понимать глобальные тенденции и одновременно обеспечивать каждому клиенту индивидуальный подход.

3. Применяйте для анализа бизнеса ПК. Избавьте работников интеллектуального
труда от рутины и дайте им возможность сосредоточиться на выполнении работы по совершенствованию продукции и услуг, повышению рентабельности, требующей настоящих умственных усилий.

4.Используйте электронные инструменты для создания виртуальных групп из сотрудников различных подразделений: пусть они обмениваются информацией и вместе работают над своими идеями – все это в реальном времени и вне зависимости от того, в какой точке планеты находится каждый из них. Ведите электронную летопись вашей организации, пусть ее изучают все ваши сотрудники.

5.Преобразуйте все бумажные носители в электронные, устраняя тем самым узкие места в управлении и освобождая работников интеллектуального труда для более важных задач.

В процессе осуществления деловых операций:

6.Применяйте электронные инструменты для ликвидации рабочих мест, предполагающих рутинное выполнение одной задачи или для преобразования их в рабочие места, требующие навыков интеллектуальной работы.

7. Создайте электронный контур обратной связи, служащий повышению эффективности физических процессов и качества предлагаемых продуктов и услуг. Каждый сотрудник должен иметь возможность легко отслеживать все ключевые показатели деятельности компании.

8. Используйте электронные системы для направления рекламаций клиентов непосредственно тем сотрудникам, которые реально могут усовершенствовать продукт или услугу.

9. Используйте электронные коммуникации для изменения характера вашего бизнеса и его границ. Динамично расширяйте или сужайте ваш бизнес в зависимости от ситуации на рынке.

В процессе осуществления коммерческой деятельности:

10. Обменивайте информацию на время. Сокращайте цикл подготовки продуктов за счет перехода на электронные трансакции со всеми поставщиками и партнерами и преобразуйте все бизнес-процессы в духе слаженной, синхронной работы по принципу "точно-в-срок".

11. Применяйте электронные способы оказания услуг и сбыта товаров, чтобы устранить посредников из ваших трансакций с клиентами. А если вы сами являетесь посредником, применяйте электронные инструменты для добавления полезных качеств предлагаемым товарам или услугам.

12. Используйте электронные инструменты для помощи вашим заказчикам в самостоятельном решении проблем, оставляя личные контакты для реакции на самые сложные и значимые из клиентских запросов.

Следить за новостями ИНЭС: