Аномалии прогнозирования. Нестандартный подход к описанию непростых ситуаций

Номер 1.

Статья посвящена нетрадиционным попыткам прогнозирования социально-экономической ситуации с использованием естественнонаучного инструментария. Автор уверен – аномальные, немонотонные и, в частности, кризисные социальные изменения нельзя прогнозировать обычными методами. Для их описания необходимы иные, “аномальные” с общепринятой точки зрения, принципиально новые средства.

Олег Доброчеев
Аномалии прогнозирования. Нестандартный подход к описанию непростых ситуаций

"Экономические стратегии", 2001, №1, стр. 96-99.

"Сорок лет назад в СССР было официально объявлено: через 20 лет мы построим "общество благоденствия", в котором каждый сможет отдавать по способностям и получать по потребностям. С тех пор прошло два раза по 20 лет, а цель так и не достигнута. Более того, по многим ключевым показателям – средней продолжительности жизни, среднедушевым доходам, положению страны в мировой экономике -произошел откат назад, порой даже не к уровню 1961 года, а к пятидесятым годам. Например, средняя продолжительность жизни в России с 1961 по 1995 год уменьшилась с 69 до 65 лет, сбор зерновых – с 70 до 60 млн тонн (1), а среднедушевые доходы, увеличившись с 5 000 долларов в 1968 году до 15 000 долларов в конце 1980-х годов, опустились в 1990-х годах на уровень ниже 5 000 долларов (2).

Этот социальный опыт нуждается в осмыслении с самых разных точек зрения по многим обстоятельствам и, в частности, потому, что мы будем вынуждены повторять одни и те же ошибки до тех пор, пока не извлечем из них урока.

В этой связи нельзя не отметить, что в трагической истории России не последнюю роль играет экономическая наука. Об этом почему-то не принято говорить, но в прогнозах социально-экономического развития мира на конец XX века радикально ошибались не только советские, но и, как недавно заметил Роберт Баландин (3), мировые экономические светила. Так, исследование "Будущее мировой экономики", выполненное под руководством лауреата Нобелевской премии по экономике Василия Леонтьева и опубликованное в 1977 году ООН, предсказывало, например, к 2000 году сокращение отставания России от США по уровню ВВП на душу населения с 2,5 до 1,45 раза (3). Независимые эксперты ООН, готовившие подобные материалы, считали, что среднегодовые темпы прироста валового продукта в 1970-2000 годах должны были составлять в Северной Америке 3,3%, в Западной Европе -3,7%, а в СССР – 5,2%.

По нашему мнению, столь значительные и принципиальные ошибки долгосрочного прогнозирования социально-экономической ситуации имели под собой фундаментальные основания. 30 лет назад, когда в естественных науках укоренилось понимание принципиально неустойчивого характера развития всех явлений природы (тогда зародились, например, синергетика, теории катастроф), представители социальных наук не поняли и не приняли нового знания. Не овладев же инструментарием анализа кризисных процессов и явлений, они, естественно, не смогли предвидеть грядущих катаклизмов. Справедливости ради следует отметить, что благодаря Медоузам (7) приблизительно в то же время в научной среде зародились сомнения в монотонности глобального социального развития – ученый мир в начале 1970-х годов стал обсуждать проблему "пределов роста" цивилизации.

Несколько гиперболизируя научную драму того времени, можно сказать, что "нормальная", консервативная в своей основе наука не умела прогнозировать "аномальные" социально-экономические явления. Определения "нормальная" наука и "аномальные" явления не зря взяты в кавычки, ведь теперь, когда "непредсказуемые" социальные катаклизмы совершаются во всей своей полноте, уже нельзя считать их неестественными.

Более того, этот опыт подталкивает к парадоксальной мысли – аномальные, немонотонные и, в частности, кризисные социальные изменения нельзя прогнозировать обычными методами – для их описания необходимы иные, "аномальные" с общепринятой точки зрения, принципиально новые средства.

Посмотрим под таким углом зрения на нетрадиционные попытки прогнозирования социально-экономической ситуации с использованием естественнонаучного инструментария и попробуем выделить в этом опыте полезный для социальных наук "сухой остаток".

Прежде всего сопоставим ряд подобных прогнозов с имевшими место событиями (таблица 1). Такое сравнение наглядно показывает некоторые принципиальные особенности естественнонаучного прогнозирования.

Дата прогноза
Содержание прогноза
Реализация
Источник
06.06.1994 Лидеры президентской гонки 1996 года: Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Владимир Жириновский.
Аутсайдеры: Егор Гайдар, Сергей Шахрай, Владимир Шумейко, Юрий Лужков
Лидеры: Борис Ельцин, Александр Лебедь, Григорий Явлинский, Владимир Жириновский.
Аутсайдеры: Егор Гайдар, Сергей Шахрай, Владимир Шумейко
"НГ" от 06.06.1994
19.08.1994 Продолжение экономического кризиса в стране как минимум до 1998 года и восстановление экономики к 2006 году Перелом экономической ситуации в 1998 году, начало неустойчивого экономического роста "НГ" от 19.08.1994
31.12.1994 Курс доллара в 2000 году в диапазоне от 20 до 35 тысяч неденоминированных рублей Средний курс в 2000 году 27 рублей за доллар "НГ" от 31.12.1994
13.01.1999 Расширение географии финансового кризиса 1997-1998 годов и его перерастание в военно-политический Обвал бразильской валюты 13.01.1999, война на Балканах в марте-мае 1999 года "НГ" от 13.01.1999
13.01.1999 Неизбежность смены политического лидера в стране на рубеже 1999-2000 годов, наиболее вероятный возраст политического реформатора 50 (+/-)5 лет Передача 31.12.1999 власти от Бориса Ельцина к Владимиру Путину, возраст нового президента – 47 лет "НГ" от 13.01.1999
30.06.1999 Циклическое обострение политической ситуации в августе и осенью 1999 года Назначение Владимира Путина 09.08.1999 председателем правительства России, начало в сентябре новой чеченской войны "НГ" от 30.06.1999
08.09.1999 Прогнозирование "малого энергетического кризиса" в 1999-2002 годах с колебаниями цены нефти в диапазоне от 22,5 до 5 долларов за баррель Бензиновый кризис на Западе осенью 2000 года с максимальными ценами нефти до 33 долларов за баррель "НГ" от 08.09.1999
15.12.1999 Прогноз выборов в Думу: КПРФ – 17-22, Единство – 8-15, ОВР -8-11, Яблоко – 8-15, ЛДПР – 3-5, СПС – 3-5 Итоги: КПРФ – 24, Единство – 23, ОВР – 14, Яблоко – 7, ЛДПР – 6, СПС – 8 "НГ" от 15.12.1999
12.05.2000 Прогноз высокой вероятности изменения административной структуры государства, возникновения бинарной партийно-политической системы и столицы на Востоке Публикация указа президента 13.05.2000 об образовании семи федеральных округов "НГ" от 12.05.1999

Очевидно, например, что физические в своей основе методы позволяют точнее оценивать количественные характеристики социально-экономических изменений (интервалы времени, например), чем их качественное содержание. В этом заключается своего рода принцип неопределенности описания социальных явлений при определенности их физических масштабов. Взаимодополняющий характер социальных и физических методов прогнозирования при этом становится достаточно очевидным.
Погрешности естественнонаучного, так же как и большинства других методов прогнозирования, обусловлены преимущественно неполнотой исходной информации. Сопоставление данных (см.: например, таблицу 1) показывает, что доля ошибочных прогнозных оценок в их общем объеме не превышает аналогичного показателя для прогнозов погоды.

В то же время некоторые оценки, полученные естественнонаучным путем, имеют уникальный характер, например, прогноз продолжительности экономического кризиса в России (приблизительно 8 лет) или курса национальной валюты на 6 лет вперед. Такого рода прогнозы можно сделать лишь на базе достаточно строгих нелинейных теорий социально-экономического развития страны.

Основные принципы прогнозирования нелинейных социальных процессов, положенные в основу оценок таблицы 1, были изложены нами ранее (4).

В общем случае общественные изменения порождаются в равной степени как социальными, так и физическими причинами. Интенсивность социального отклика на внешние или внутренние побудительные причины нелинейно пропорциональна масштабам времени и физическим размерам социальной системы.

На достаточно больших пространственно-временных отрезках социально-экономические изменения всегда имеют пороговый характер. Существует циклическая природная модуляция социально-экономических процессов.

Одна из основных проблем естественнонаучного прогнозирования социальных явлений заключается в качестве не формализуемого до конца эвристического перевода социальной задачи на физический язык и обратно.

Второй является проблема понимания физической природы социальной динамики. Многие исследователи в этой связи полагаются на законы, открытые синергетикой и теорией катастроф. Широкое распространение, в частности, получили представления о пороговом экспоненциальном характере развития природных явлений в достаточно больших интервалах времени и пространства. Наш опыт позволяет дополнить эти знания пониманием законов, обнаруженных в рамках турбулентной теории движения сплошных сред – жидкости, газа, плазмы. По многим, в том числе и формальным, характеристикам социальную среду также можно рассматривать как сплошную.

Подчеркнем поэтому важнейшее качество такого класса явлений, которое заключается не в точечном, а принципиально "широкополосном", то есть неопределенном как в физических, так и социальных переменных, характере траектории развития.

На языке формул факт неопределенности некоего интегрированного энергетического отклика системы на возмущение (E) на отрезке времени (t) заключается в неопределенности и вариативности в некоторых случаях "константы" (C) закона диссипации энергии сплошной среды Колмогорова:

Так, для анизотропных физических систем параметр (С) оказался функцией их линейных размеров (l) (6):

Для изотропных – согласно опытным данным (5), диапазон изменения параметра C составил от 0,8 до 2,2.

Аналогичная по масштабам неопределенность, характеризуемая коэффициентом 2, оказалась присуща и многолетним тенденциям изменения валютных курсов ряда стран мира, например, рубля, немецкой марки и йены. Несколько больший интервал неопределенности оказался свойственен пространственным масштабам исторических флуктуаций размеров государств или колебаниям индексов их промышленного роста (4; 6).

С подобного или иного рода неопределенностью описания явлений экономистам и социологам приходится сталкиваться постоянно. Наш опыт показывает, что количественные методы прогнозирования в такой ситуации позволяют точнее очертить границы рассматриваемого явления.

В целом же опыт естественнонаучного прогнозирования свидетельствует о многосложности нетрадиционного анализа аномальных социальных явлений. Думается, однако, что простых методов для понимания непростых ситуаций в экономике, политике и социальной сфере существовать не может.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. – М. – 1996.

2. Лаверов Н., Конторович А. Топливно-энергетические ресурсы и выход России из кризиса // Экономические стратегии. – N 2. – 1999.

3. Баландин Р. Будущее, ставшее настоящим // Независимая газета. НГ-сценарии. – N 1. – 13 января 1999.

4. Доброчеев О.В. Физические закономерности социально-экономических явлений. – М., МИФИ. – 1998.

5. Кузнецов В.Р. и др. Локальная структура турбулентности в свободных турбулентных потоках // Механика жидкости и газа. – N 6. – 1988.

6. Доброчеев О.В. Будущее мирового развития в зеркале финансового рынка // Экономические стратегии. – N 3. – 2000.

7. Meadows, D. et al. Limits to Groth. N.Y.: Universe Book. – 1972.

Следить за новостями ИНЭС: