Американская модель экономики. Характерные черты и современные особенности

Номер 4 - ЦА. Заемная западня

Несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI века продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям

Виктор Супян
Американская модель экономики. Характерные черты и современные особенности

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №4-2007, стр. 20-29

Виктор Борисович Супян – д.э.н., профессор.

Экономическое и социальное развитие любой страны, несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, имеет набор характерных черт, определяющих специфику соответствующей рыночной модели. Это и соотношение рынка и государственного регулирования, и состояние предпринимательского климата в стране, и доминирующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями конкретной страны. Практика показывает, что все эти факторы в совокупности могут играть едва ли не бoльшую роль в социально-экономическом развитии стран, чем базисные принципы рыночной экономики – доминирование частной собственности, соотношение спроса и предложения, конкурентная борьба. В этом контексте рассмотрение социально-экономической модели США, во многом предопределившей высокий уровень жизни и экономического развития страны, а также лидирующие позиции США в мировой экономике, представляет значительный интерес.

Характерные черты экономической модели США в начале ХХI века

В чем же состоят характерные черты и особенности американской социально-экономической модели?
Их можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики.

К первой группе относят черты, издавна присущие американской экономической модели:

  • всемерное поощрение американским обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха для каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса;
  • относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный бюджет, то есть гораздо меньше, чем в большинстве других развитых стран);
  • относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП (около 12%). Государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, в производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), в образовании и здравоохранении;
  • более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;
  • высокая трудовая мораль, во многом основанная на протестантской этике, трудолюбие и вера большинства граждан в собственные силы.

Названные характеристики – основа американской либеральной экономической модели. Но в последние десятилетия большое значение приобретают новые черты экономической модели, связанные с развитием научно-технической революции. В частности, одна из важнейших особенностей современного экономического развития США – ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет использования и в материальном производстве, и в сфере услуг новейших технологий, основанных на микропроцессорах, микроэлектронике, программируемой автоматизации и биоинженерии.

Еще одна принципиальная черта, характеризующая состояние американской экономики, – повышение уровня ее наукоемкости. Он определяется, с одной стороны, общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения, а с другой – становлением и выделением группы отраслей экономики, производственные результаты которых чрезвычайно сильно зависят от затрат на НИОКР. Общий объем расходов на НИОКР в США превысил в 2005 г. $ 280 млрд (около 2,7% ВВП) – это рекордный за всю историю страны уровень. При этом затраты на гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. На долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США в начале ХХI в. стала роль сформировавшейся всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она стала важнейшим и необходимым элементом всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

В основе информационной инфраструктуры лежит создание комплексной индустрии обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. На долю США в начале ХХI в. приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль в экономике играет Интернет: по оценкам, объем коммерческих сделок через Интернет в 2003 г. достиг ,3 трлн. Заметных масштабов развития достигла принципиально новая отрасль – специализированные компьютерные услуги, которые представляют более 80 тыс. фирм.

Еще одна очень важная особенность экономического развития США и их экономической модели – роль и масштабы сферы услуг, не имеющие аналогов в других развитых странах. О роли сферы услуг в экономике США говорит уже то, что в начале 2000-х гг. здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации), около 40% основных производственных фондов, создавалось около 80% ВВП.

Значение сферы услуг, однако, отнюдь не исчерпывается ростом ее доли в ВВП и концентрацией в ней ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали "локомотивами" научно-технического и социально-экономического развития страны. В первую очередь, это касается развития науки и научного обслуживания, образования и здравоохранения, увеличения разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Эти отрасли также вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, приобретшего особое значение в современной высокоразвитой экономике.

Современная американская экономическая модель претерпевает существенные изменения, связанные с отношениями собственности. Ключевой чертой доминирующего частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI в. около 90% всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала в США преобладающей по сравнению с другими формами частной собственности (партнерство, индивидуальная частная собственность) и проявила себя как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны) или работникам ( 8%); компании, принадлежащие потребителям, а также бесприбыльные организации (вместе – оставшиеся 12% акционерного капитала).

Немалые изменения произошли и в механизме функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за последние 12 лет она уменьшилась с 0,1% в 1983 г. до 1,5% в 2005 г. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы.

Ощутимые изменения произошли в функционировании товарных рынков и в динамике экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами: эти технологии позволяют избегать перенакопления запасов и таким образом уменьшают материальную основу перенакопления производственного капитала в целом. Как следствие, претерпел изменения экономический цикл, что, несомненно, привело к принципиальным сдвигам во всем механизме воспроизводства. В последние 50 лет экономические спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, 14 циклических спадов в период с 1900 г. по 1953 г. означали в среднем втрое большие потери ВВП, чем последующих кризисов. Периоды подъема в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 гг. до 5 лет в последующем. Одновременно период спада производства сократился в последние пять десятилетий с 17 до 11 месяцев.

Наряду с внедрением информационных технологий и влиянием научно-технического прогресса в целом, важнейшим фактором изменений механизма цикла стало и государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Манипулирование размерами налоговых поступлений в бюджет, а также регуляторы денежно-кредитной политики – учетная ставка Федеральной резервной системы, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами – позволяют в нужный момент заметно снижать "перегрев" экономики или, напротив, стимулировать ее рост. В целом вся совокупность действий государства в экономической и социальной сфере позволяет рассматривать его как важный системообразующий элемент экономической модели.

Роль государства в экономике и современные приоритеты социально-экономической политики

Характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI в. – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила в 2005 г. 60%; доля этих расходов в консолидированном бюджете еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода через федеральный и консолидированный бюджет объясняется достижением некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в США, необходимо отметить его качественно новую особенность – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством вне зависимости от различий в идеологических и политических взглядах той или иной американской администрации. Очевидно, что в начале ХХI в., несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение позиций демократической и республиканской партий США в социально-экономической сфере. С одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой – демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 гг., так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

Основные подходы Дж. Буша к социально-экономической политике были отчетливо обозначены им еще во время его первой президентской кампании. Квинтэссенцией их было существенное снижение налогов (как подоходных индивидуальных, так и налогов на прибыли корпораций) и всемерное поощрение предпринимательства. Надо признать, что в более широком контексте экономическая стратегия республиканцев мало чем отличалась от экономических приоритетов демократов. Основные пункты экономической стратегии республиканцев:

  • ускорение экономического роста за счет поддержки благоприятного предпринимательского климата (в том числе путем снижения налогов), использование налоговых льгот, активное манипулирование инструментами денежно-кредитного регулирования;
  • ускорение научно-технического прогресса за счет активной инновационной политики (путем введения налоговых льгот и амортизационной политики) и масштабной государственной поддержки фундаментальной науки;
  • осуществление массированных инвестиций в "человеческий капитал", то есть рост государственных расходов в сфере образования, переподготовки рабочей силы и здравоохранения, а также поощрение расходов частного сектора экономики на эти цели (неслучайно расходы федерального бюджета на социальные и экономические цели, включая образование и здравоохранение, превысили 62% всех бюджетных расходов, а их доля в консолидированном бюджете еще выше);
  • обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;
  • наращивание позитивного эффекта от интеграции американской экономики в мировое хозяйство и от глобализации мировой экономики;
  • улучшение состояния окружающей природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.

Это стратегические цели республиканцев, которые по тактическим соображениям нередко формулируются иначе, например, чтобы подчеркнуть отличия республиканской экономической программы от демократической или чтобы напомнить о достигнутых республиканцами успехах. Так, в ходе предвыборной кампании 2004 г. Дж. Буш подчеркивал, что именно его экономическая политика и прежде всего принятый закон о снижении налогов в течение 10 лет на ,35 трлн позволили вывести страну из экономического кризиса и в дальнейшем будут стимулировать ее экономический рост. Республиканцы активно выступали за дальнейшую либерализацию мировой торговли (на практике, правда, этот лозунг далеко не всегда выполняется), за широкое развитие двусторонних отношений США с другими странами, особенно в рамках НАФТА.

В социальной сфере Буш поддерживал введение инвестиционных счетов в системе социального страхования, то есть частичную приватизацию. В области здравоохранения он подписал закон о выделении в течение 10 лет в рамках программы "Медикейр" $ 400 млрд на компенсирование пожилым американцам расходов на приобретение лекарств. В области образования Буш, как и прежде, выступал за более широкое распространение системы ваучеров, которая бы давала право родителям переводить детей в школы, обеспечивающие более качественное образование.

Соперник Буша на президентских выборах 2004 г. сенатор Дж. Кэрри подчеркивал необходимость государственных усилий в тех же самых направлениях. Как и подобает демократу, он говорил о необходимости большей социальной справедливости в налогообложении, выступал против приватизации системы социального страхования и поднятия возраста выхода на пенсию до 6 лет. Он также призывал к более значительным, чем Буш, ассигнованиям государства на образование и здравоохранение.

Новая экономическая стратегия Дж. Буша, сформулированная в его посланиях к стране в 2005 и 2006 гг., в бюджетных посланиях на 2006 и 2007 гг., а также в экономическом докладе 2006 г., делает упор на следующие ключевые направления.

1. Продолжить снижение налогов и политику предоставления налоговых льгот. В частности, президент предлагает сделать постоянно действующим введенное в 2004 г. на срок до 2010 г. новое налоговое законодательство. Оно предусматривает четвертое после прихода к власти республиканцев снижение налогов, освобождение от налогов на вступление в брак, на дивиденды, увеличение исключаемого из налогообложения дохода в связи с рождением ребенка. Предложено также создать так называемые пожизненные сберегательные счета, вклады на которые имеют льготное налогообложение. Аналогичный льготный режим налогообложения предполагается распространить на так называемые индивидуальные счета развития, открываемые малоимущими семьями и предназначенные для крупных приобретений, например для покупки первого дома. Предполагается пересмотреть налоговый кодекс страны – упростить его и сделать более понятным миллионам американцев.

2. Провести реформу правоохранительной системы. Речь идет о необходимости упрощения и главное – удешевления системы отправления правосудия в США. Стоимость судебных разбирательств, в том числе и в сфере бизнеса, намного превышает аналогичные расходы в других странах. Например, компания с годовым доходом в млн ежегодно тратит не менее 0 тыс. на разного рода судебные издержки. Намечаемая реформа призвана снять с экономики, и в немалой степени с граждан бремя этих расходов.

3. Продолжить реформу в сфере государственного регламентирования, то есть значительно уменьшить количество административных ограничений в сфере бизнеса. Своей заслугой администрация Дж. Буша считает уменьшение на 75% роста количества всякого рода циркуляров и обязательных к исполнению правил за время первого президентского срока.

4. Сократить рост стоимости медицинских услуг, который негативно влияет на уровень жизни и делает медицинские услуги менее доступными. Особенно остро проблемы медицинского страхования стоят перед занятыми в малом бизнесе, где предпринимателям нелегко обеспечить страховкой своих работников. Предлагается шире использовать планы коллективного медицинского страхования, что понизит стоимость страховки для представителей малого бизнеса. Президент предложил также усовершенствовать практику судебных разбирательств в сфере оказания медицинских услуг, что должно уменьшить издержки медицинских страховых компаний и способствовать снижению цен. Государство намерено активно способствовать инвестициям в сферу медицинских информационных технологий и выделять ассигнования на проведение научных исследований в области медицины.

5. Усилить интеграцию американской экономики в мировое хозяйство и получить соответствующие выгоды для страны (удешевление потребляемых продуктов, расширение экспорта и создание новых рабочих мест, привлечение иностранных капиталовложений). Согласно расчетам, сокращение внешнеторговых барьеров на 1/3 увеличит американский ВВП на 4 млрд в год, а годовой доход средней американской семьи – на тыс.

6. Совершенствовать энергосистему и энергоснабжение в США. В этой связи необходимо продолжить реализацию принятой в период первого президентского срока Дж. Буша всеобъемлющей национальной энергетической политики. Речь идет о пополнении стратегических запасов нефти, принятии соответствующего энергетического законодательства, финансировании научных исследований в области энергетики и т.д.

7. Интенсифицировать инновационную политику. Предложено сделать постоянно действующими налоговые скидки на расходы в области НИОКР, предполагается увеличить в 2007 г. федеральные расходы на НИОКР до 7 млрд, усилить исследования в области нанотехнологий, информационных технологий, научных и технологических стандартов.
8. Укрепить государственную политику по развитию и распространению частной собственности (приоритет – распространение собственности среди представителей этнических и расовых меньшинств).

Среди основных социально-экономических задач второго срока администрации Дж. Буша, несомненно, особое место занимают социальные проблемы. Это проблемы образования, особенно школьного, проблемы трудоустройства, медицинского обслуживания и помощи молодежи и, конечно же, проблема социального обеспечения, являющаяся, по мнению многих экспертов, одним из серьезнейших вызовов стране в обозримой перспективе.

Проблема социального обеспечения и, в частности, пенсионного обеспечения стала в последнее время предметом острых общественных дебатов в США. Администрация Буша предлагает план, главный смысл которого – частично снять с государства чрезмерную ответственность за пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты. Согласно предложениям республиканцев, для тех, кому 55 и более лет, ничего не изменится. Тем же, кто родился позже 1950 г., предлагается диверсифицировать на добровольной основе свои пенсионные взносы, то есть часть их направлять на индивидуальные инвестиционные счета. Средства на этих счетах могут приносить дополнительный доход, так как будут инвестироваться в различные приносящие прибыль активы. Однако никаких гарантий получения дохода не будет. Те американцы, которые не захотят рисковать, должны быть готовы к тому, что размеры их пенсий заметно уменьшатся.

Предлагаемая система индивидуальных пенсионных счетов будет управляться и контролироваться государством. Аналогичная система уже действует для федеральных служащих – они имеют пять вариантов инвестиционных вкладов в различные паевые фонды.

Критики новой системы социального страхования – прежде всего демократы – считают, что предлагаемая реформа размывает и определенно снижает социальные гарантии. Вместе с тем пока демократическая оппозиция не предлагает никаких конструктивных решений. Если оставаться на традиционной точке зрения, то единственный путь решения проблемы – повышение налогов. В любом случае очевидно, что социальные проблемы и, в частности, проблемы социального страхования становятся во главу угла всей социально-экономической стратегии государства.

Тенденции экономического развития США в первое десятилетие ХХI века

Первые годы ХХI в. прошли в США под влиянием очередного циклического кризиса, а также ряда других факторов, осложнивших социально-экономическую обстановку в стране. После наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, который продолжался более 10 лет и сопровождался впечатляющими результатами (минимальные за более чем 30-летний период инфляция и безработица, высокие темпы роста ВВП и производительности труда, достижение в 1998 г. профицита федерального бюджета), с 2000 г. началось замедление темпов экономического роста. Оно вылилось в очередной циклический спад в третьем квартале 2001 г. (сокращение ВВП составило 1,4%). И хотя последующие темпы экономического роста в годовом исчислении были неизменно положительными, состояние стагнации экономики сохранялось и в 2002 г., и в начале 2003 г.
Помимо циклического кризиса ущерб экономике США нанесли террористические атаки 11 сентября 2001 г., которые привели к прямым и косвенным потерям ВВП на сумму более чем в 0 млрд. (разрушенные здания, спасательные работы, страховые выплаты, сокращение спроса на авиа- и автоперевозки и т.д.).

Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001-2002 гг., в частности, банкротства и финансовые махинации в крупнейших корпорациях – "Энрон" и "Уорлдком", в аудиторской компании "Артур Андерсен". Кризису и последующей стагнации способствовал и обвал фондового рынка, прежде всего высокотехнологичных компаний, акции которых на волне бурного подъема 1990-х гг. и спекулятивных ожиданий были значительно переоценены. К этому следует добавить войну США в Ираке, которая в первые годы нового столетия стала заметным фактором влияния на федеральный бюджет страны, увеличивая его дефицит.

Негативный эффект всех этих процессов оказался весьма существенным: безработица возросла с 4% в 2000 г. до 6,3 % в 2003 г., объем инвестиций в экономику за это время сократился более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций. На мировых валютных рынках упал курс доллара относительно других мировых валют, прежде всего, относительно евро (с 0,95 в 2001 г. до 1,1 в 2003 г.). Вновь увеличилась доля американцев, проживающих за чертой бедности, – до 1 ,1% в 2002 г.
В 2002 г., после четырех лет профицита, федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в млрд. В дальнейшем – в 2003 ф.г. – дефицит федерального бюджета еще более возрос, хотя уже с 00 г. наметилась тенденция к снижению этого показателя (3,6%, или $ 1 млрд в 2004 г., 2,6%, или $ 1 млрд в 2005 г.). Продолжает оставаться высоким государственный долг США – около $ трлн (около 60% ВВП) .

Несмотря на все отмеченные негативные тенденции в экономике в начале 2000-х гг., статистические данные свидетельствуют, что к 00 г. экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема, впрочем, не слишком быстрого и не очень стабильного. Хотя поквартальные данные за 2003 г. заметно разнятся (от 1,9 до 7,4%), среднегодовой показатель 3,0% выглядел вполне удовлетворительно. Данные за 2004 и 2005 гг. подтверждают продолжение экономического роста (3,8% и 3,5% соответственно), хотя можно констатировать его некоторую неустойчивость по отдельным кварталам (от 3,1 до 4,5%).

По сравнению с кризисным периодом улучшилась ситуация на рынке труда. Только в 2004 г. в стране было создано 2,2 млн новых рабочих мест. Уровень безработицы в США сократился до 4,7 % (январь 2006 г.) по сравнению с 6,3 % в июне 2003 г. (максимальный уровень за последние годы). Вместе с тем темпы роста занятости все еще отстают от роста экономики, что многие экономисты связывают с ростом производительности труда, демонстрирующим устойчивые темпы на протяжении всего послекризисного периода.
В пятилетний период 2001- 2005 гг., охватывающий кризис и стагнацию, среднегодовые темпы роста производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики превысили 3,6%, что заметно превосходит аналогичные показатели за все периоды в последние 30 лет. Наиболее вероятное объяснение этого феномена – кумулятивный эффект постоянного внедрения в экономику новых технологий, в том числе информационных, который даже на послекризисных фазах оживления и подъема не привел к заметному росту занятости.

Высокими остаются темпы роста инвестиций в основной капитал – в целом за 2003 г. они увеличились на 9,9% (в 2003 г. – на 9,4 %), в третьем квартале 2005 г. составили 8,5%. Инвестиции в жилищное строительство увеличились в 2004 г. на 6% (в 2003 г. – на 12%), в третьем квартале 2005 г. – на 8,5 %, что было стимулировано самыми низкими ставками ипотечного кредитования за минувшие 30 лет (5,8%). В 2005 г. началось строительство млн индивидуальных жилых домов – это самый высокий показатель с 1978 г.

Реальные располагаемые доходы населения выросли к середине 2004 г. по сравнению с 2000 г. на 10%, а в 2004 г. – на 2,3 %. Средний объем накопленных активов домохозяйств вырос в 2004 г. на 6%. Это связывают с проводившимся по инициативе Дж. Буша снижением налогов в 2001 и 2003 гг. Максимального уровня за всю американскую историю достиг процент американцев, живущих в собственных домах, – 69,2 % во втором квартале 2004 г. Этот показатель среди национальных меньшинств также достиг рекордного уровня – 51%.
Продолжают расти корпоративные прибыли. Хотя в первом квартале 2003 г. наблюдался небольшой спад корпоративных прибылей, они не только восстановили предкризисный уровень, но и заметно превысили его во втором квартале 2004 г. (73 млрд). В стране продолжают оставаться невысокими темпы инфляции, несмотря на рост цен на нефть на мировых рынках. Так, индекс потребительских цен увеличился в 2005 г. на 3,4 % (без учета цен на топливо – только на 2,2 %).

Все сказанное отнюдь не означает отсутствия серьезных проблем в экономике США. Помимо уже упомянутого масштабного бюджетного дефицита, растет государственный долг, объем которого в 2004 г. превысил трлн (более 56% ВВП). Некоторые американские эксперты полагают, что власти исчерпали основные инструменты стимулирования экономики – прежде всего, существенное снижение налогов и учетной ставки Федеральной резервной системы (ФРС) – и перешли к ее поэтапному повышению. Подсчитано, что только 59 центов из каждого неполученного от снижения налогов доллара способствовали экономическому росту – остальные можно рассматривать как чистые потери для государственной казны. Кроме того, налоговая политика Буша критикуется не только за ее недостаточную экономическую эффективность, но и за явное пренебрежение принципами социальной справедливости. В опубликованном в 2004 г. докладе Бюджетного управления Конгресса США подчеркивается, что 1/3 всех налоговых льгот за последние три года была получена одним процентом налогоплательщиков, которые относятся к лицам с наиболее высокими налогами – более ,2 млн в год. 2/3 всех налоговых льгот достались 20% наиболее богатых получателей доходов (свыше $ 203 тыс. в год.). После налоговой реформы Буша доходы 1% населения, относящегося к наиболее богатому слою, выросли на 10,1%, доходы 20% тех, кто является средним слоем, – на 2,3%, а доходы низшей 20-процентной группы – только на 1,6%.

Несомненно, что именно рост потребительских расходов, на которые приходится 70% ВВП, а также увеличение инвестиций стали главными факторами выхода США из экономического кризиса 2001 г. и дальнейшего ускорения экономического роста.

Весьма противоречивым было послекризисное развитие в сфере внешнеэкономических связей США. На фоне экономического подъема экспорт в США в 2005 г. увеличился на 5%, импорт – на 4,6%. Это заметное падение по сравнению с ростом на 10,6% в 2004 г. Объем внешней торговли товарами и услугами превысил $ трлн. Дефицит торгового баланса США достиг в 2005 г. 5,9% ВВП или 3 млрд. Возрос также и дефицит текущего платежного баланса – свыше $ 9 млрд (6,4 % ВВП). Именно эти дефициты наряду с дефицитом федерального бюджета (так называемый "тройной дефицит") рассматриваются в США как наиболее серьезная угроза экономическому росту, стабильности на финансовых рынках, денежному рынку и курсу доллара. Однако было бы неверно односторонне трактовать феномен дефицитов торгового и платежного балансов как исключительно негативную характеристику американской экономики. Растущий импорт (как, впрочем, и экспорт) способствует большей интеграции США в мировую экономику, позволяет извлечь максимальные выгоды из международного разделения труда, использовать дешевые сырьевые и людские ресурсы за рубежом для производства огромной номенклатуры товаров, поступающих на американский рынок. Это мощнейший фактор понижательного влияния на инфляцию.

Важное событие в сфере внешнеэкономических связей США, произошедшее в 2003 г., – превращение Китая во второго по величине импортера США (первый – Канада). На его долю приходится 12,5% от общего импорта в США ( млрд.). При этом номенклатура поставляемых из Китая в США товаров заметно расширилась – это уже не только текстильные изделия, одежда и игрушки, но и во все большей степени сложные машино-технические изделия.

Известно, что США – и крупнейший международный инвестор, и кредитор. Стоимость американских активов за рубежом превышает ,5 трлн. Одновременно США являются крупнейшей страной-реципиентом иностранного капитала – стоимость иностранных активов превышает $ 8,5 трлн. Такое положение, с одной стороны, способствует увеличению отрицательного сальдо торгового баланса страны, но с другой – отражает привлекательность американской экономики для других стран, позволяя США использовать инвестиционные ресурсы остального мира. Следует также иметь в виду, что значительная часть вывоза капитала из США осуществляется через американские ТНК за рубежом (из 500 крупнейших ТНК 162 имеют американское происхождение).

США, безусловно, занимают лидирующие позиции в мировой экономике. Это лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, на мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики. США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности валют превышает 21,3%. По этому показателю к США приближается только Европейский союз (25 стран Европы, около 20% мирового ВВП). По показателю ВВП на душу населения США занимают второе место в мире (после Люксембурга) – ,5 тыс.

Таким образом, несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI в. продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это объясняется весьма высокой эффективностью социально-экономической модели, ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития страны.

Об эффективности сложившейся социально-экономической модели свидетельствуют высокий уровень экономического и научно-технического развития страны, лидирующие позиции США в мировой экономике, способность хозяйственного механизма и общественных институтов в целом успешно справляться с возникающими кризисными явлениями и вызовами.

Нельзя вместе с тем не видеть и серьезных экономических и социальных проблем, стоящих перед страной ("тройной дефицит", вызовы в социальной сфере и др.). Администрация Дж. Буша, пытаясь закрепить положительные результаты экономического развития последних лет, использует весь накопленный арсенал рычагов макроэкономического регулирования и ставит перед собой достаточно амбициозные социально-экономические задачи.

Следить за новостями ИНЭС: