Конференция «Цифровая экономика: прорыв в будущее»

Институт, Мероприятия, Прошедшие,

Конференция «Цифровая экономика: прорыв в будущее»

4 июля 2018 г. в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялась конференция «Цифровая экономика: прорыв в будущее», проводимая совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, при участии АНО «Цифровая экономика».

В дискуссиях приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих отраслевых ассоциаций, научного и бизнес-сообществ, а также заместитель генерального директора ИНЭС Иванова Е.Э.

Конференция состоялась из нескольких этапов:

Панельная дискуссия I «Цифровая экономика Российской Федерации: задачи и перспективы»:

  • Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Носков К.Ю. в числе важнейших задач выделил разработку, создание и запуск программы обучения для CDO (Chief Digital Officer), т.е. для сотрудников, которые в различных учреждениях и организациях отвечают за цифровое развитие и трансформацию, а также развитие цифровой экономики в регионах.
  • Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Ковнир Е.В. сказал: «Есть кадровые проблемы, особенно в отношении развития цифровой экономики в международной кооперации». Ковнир Е.В. также отметил участие АНО «Цифровая экономика» в развитии образовательных программ, в т.ч. в Сколково, а также в передаче опыта в регионы и между различными организациями и учреждениями.
  • Президент ПАО «Ростелеком» Осеевский М.Э. выделил следующие направления деятельности своей организации:

1) Участие в программе «Устранение цифрового неравенства».

2) Удовлетворение запроса со стороны медицинских учреждений в реализации мер развития цифровой экономики (базы данных, в том числе хранение снимков и т.д.).

3) Удовлетворение спроса со стороны с/х производителей.

4) Запрос в части разработки мер по обеспечению кибербезопасности.

5) Поддержка и участие в мероприятиях школы «Сириус».

Также отметил, что в ПАО «Ростелеком», как и во многих других организациях, существует нехватка квалицированных кадров.

  • Генеральный директор YandexБунина Е.И. отметила, что главной проблемой является нехватка кадров, сложность поиска специалистов, процесс обучения и удержания сотрудников, так как многие уходят в Google и Facebook.
  • Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Ермолаев А.В. отметил, что приоритетной задачей Департамента на сегодняшний день является реализация программы «Умный город».
  • Заместитель Министра экономического развития РФ Шипов С.В. отметил 5 основных задач создания и регулирования правового поля цифровой экономики:

1) Формирование единой среды доверия.

2) Поддержка бизнес-ангелов.

3) Решение проблемы с электронными архивами и хранением данных.

4) Использование и передача прав пользования большими данными (Big Data).

5) Создание правового поля и методов регулирования в сфере финансовых цифровых активов.

  • Операционный директор ПАО «МегаФон» Серебряникова А.А. отметила следующие проблемы и задачи:

1) Дефицит кадров для цифровизации около 1 млн. человек по стране, что приводит к проблеме образования для CDO и среднего менеджмента на предприятиях.

2) Обучение широкого круга населения уже существующим цифровым сервисам и услугам.

3) Обучение людей «умирающих» профессий (например, обучение бухгалтеров наиболее распространённым языкам программирования для самостоятельной доработки уже имеющегося ПО и баз данных под нужды конкретного предприятия или организации).

Панельная дискуссия II«Национальная система управления данными» (сокр. НСУД):

  • Директор Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Федулов В.В. отметил следующие задачи при создании НСУД:

1) Определение ведомства, которое будет заниматься созданием НСУД.

2) Создание методологической базы для НСУД.

3) Обновление множества ведомственных локальных информационных баз, а также способов предоставления ведомственных данных.

  • Заместитель Министра экономического развития РФ Шипов С.В. считает, что цифровые данные должны получить юридическое значение. На сегодняшний день в государственных учреждениях пользуются только бумажными носителям и только такие данные имеют юридическое значение. Однако необходим переход на пользование цифровыми данными. Отдельный вопрос – своевременное обновление данных и их верификация.
  • Заместитель руководителя Федерального казначейства Албычев А.С. выделил следующие направления деятельности:

1) Определение источника данных при создании НСУД – данные должны быть взяты из полностью оцифрованных бизнес-процессов.

2) Разработка механизма обратной связи в формировании аналитики BI-систем.

3) Создание различных интересных IT-сервисов для населения. Например, в подготовке студентов и научных кадров.

При создании НСУД процесс должен быть автоматизирован с целью сокращения ошибок, вызванных человеческим фактором.

  • Советник руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы Костырко А.А. отметил, что ранее при создании баз данных использовали данные города – его справочников и справочников государственных учреждений. На сегодняшний день эти данные используются только на 1/3. Остальные 2/3 данных, используемых для аналитики и прогнозирования – это данные Яндекса и операторов мобильной связи. Таким образом, основные направления деятельности – это создание сервисов, обучение и защита данных.

Также для того, чтобы планировать работу поликлиник, детских садов и школ – их загрузку и, соответственно, объем финансирования – необходимо знать демографическую пирамиду сейчас, завтра, через год, через 5 лет. Аналогично с ремонтом ЖКХ и работой дорожных служб. Использование Big Data повышает эффективность использования бюджетных средств.

  • Заместитель генерального директора по информационным технологиям, развитию новых продуктов ФГУП «Почта России» Емельченков С.Е. отметил следующие основные моменты к вопросу о создании НСУД:

1) Рынок электронной коммерции. Конкурентами Почты России являются такие гиганты как Яндекс, Mail.ru, Alibaba и Amazon. Все они строят свою деятельность на работе с Big Data, что дает им конкурентное преимущество.

2) Проблема самообучающегося искусственного интеллекта. Работа бухгалтеров и юристов должна быть оцифрована и передана самообучающемуся искусственному интеллекту.

Панельная дискуссия III«Генеральная схема развития сетей связи РФ до 2024 года – инструмент стратегического планирования развития национальной информационной инфраструктуры»:

  • Помощник Заместителя Председателя Правительства РФ Акимова М.А. Тихонов Р.С. отметил в качестве основного вопрос планирования при создании Генеральной схемы.
  • Директор Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Понькин А.С. считает, что создание Генсхемы приведет к созданию новых форм сотрудничества между государством и коммерческими компаниями: товариществ, концессий и т.д.
  • Статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки РФ Зенькович П.С. выделил Министерство просвещения основным заказчиком создания Генсхемы, так как в реализации программы «Достижения цифрового равенства» предусмотрено подключение всех образовательных учреждений РФ.
  • Директор Департамента информационных технологий и связи министерства здравоохранения РФ Бойко Е.Л. отметила, что помимо школ и детских садов, при реализации той же программы должны быть подключены все объекты здравоохранения, включая поликлиники и ФАП, поэтому для Минздрава участие в создание Генсхемы является ключевым. Однако уже есть ещё одна единая информационная система, которая связывает все объекты Минздрава. В числе главных проблем была отмечена острая необходимость избавления от бумажной работы и обеспечения преемственности информации о пациенте от специалиста к специалисту, от учреждения к учреждению.

Конференция стала межотраслевой площадкой, которая обеспечила диалог представителей органов государственной власти, бизнеса и экспертов о перспективах реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Следить за новостями ИНЭС: