РЕЗОЛЮЦИЯ научно-практической конференции «Раскрытие и реализация потенциала ЕАЭС для субъектов малого предпринимательства: единое экономическое пространство как фактор повышения региональной конкурентоспособности в условиях санкций и геополитической напряжённости»

Институт, Исследования

Резолюция конференции о развитии малого предпринимательства в ЕАЭС

27 мая 2016 г.

 1) На основе анализа институциональной зрелости евразийской интеграции, соответствия органов управления ЕАЭС создать необходимые предпосылки для устранения имеющихся изъятий.

Дальнейшее развитие евразийской интеграции зависит от того, насколько успешной будет предпринимательская инициатива (реальная «интеграция снизу») – рост взаимной торговли, трансграничных инвестиций, цивилизованной трудовой миграции. Для этого необходимо принятие единых «правил игры» в экономике ЕАЭС. Конечной целью на перспективу до 2025 г. должно стать доведение охвата общего рынка максимально приближенного к 100%.

2) Максимально полно задействовать предпринимательское сообщество путем  создания консультативных органов и налаживания диалога между предпринимателями государств-членов ЕАЭС для скорейшего завершения формирования единых рынков товаров и услуг.  

Ведется подготовка к созданию общего электроэнергетического рынка (начало функционирования отнесено на 2019 г.). Прорабатывается вопрос создания к 2022 г. единого финансового регулятора ЕАЭС – наднационального финансового института, ответственного за формирование правил работы на финансовых рынках союза, осуществляющего регулирование и надзор. К 2025 г., по планам, должен возникнуть единый рынок нефти, газа и нефтепродуктов.   

3) Использовать наработки евразийской экономической интеграции в целях   минимизации и/или унификации нетарифных барьеров внутри Союза.

Нетарифные барьеры существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС, снижая эффективность бизнеса на общем рынке, что в особенности препятствует развитию и кооперации технологических отраслей. Согласно экспертным оценкам, нетарифные барьеры забирают 15-30% стоимости экспорта: т.е., в каждом долларе экспорта между государствами ЕАЭС все еще «зашито» 15-30 центов издержек, связанных с барьерами.        

4) Создать условия для эффективной координации макроэкономической политики, включая валютно-финансовые вопросы с целью недопущения  «расползания» союза.

Данное направление совместной деятельности предусматривает обеспечение макроэкономической стабильности, формирование единых принципов функционирования экономики, согласование параметров основных показателей в целях повышения устойчивости и углубления интеграции экономик участников. С точки зрения обеспечения долгосрочной устойчивости ЕАЭС, безусловным приоритетом является полноценная координация макроэкономической политик, как в монетарной, так и в фискальной сферах. Для этого должен быть обеспечен ряд предпосылок: близкие и очень умеренные темпы инфляции, сближающаяся цена финансовых ресурсов и их взаимная доступность, стабильные и устойчивые темпы роста, устойчивость долга, сбалансированность внешней торговли в налогово-бюджетной сфере.

5) Провести необходимые межгосударственные консультации с активным вовлечением бизнеса в целях выработки оптимальной институциональной модели стимулирования инновационного развития и модернизации экономики ЕАЭС на основе сопряжения потенциалов входящих в объединение государств.

Это направление даст возможность провести комплексную ревизию заделов государственного и частного секторов в высокотехнологических областях и определить контуры наиболее рационального кооперационного взаимодействия субъектов в целях достижения такого уровня конкурентоспособности производимой продукции, который позволяет по соотношению «цена-качество» удовлетворять не только внутренний спрос на инновации, но и вести работу на внешних рынках.

6)  С участием субъектов предпринимательской инициативы необходимо сформулировать цели единой (согласованной) промышленной политики ЕАЭС, учитывающие текущий уровень развития ключевых отраслей промышленности стран Союза.

При этом следует учитывать не только сравнительные преимущества стран ЕАЭС, но и их конкурентные преимущества в динамическом развитии, как результат целенаправленной деятельности экономических субъектов, национальных правительств и наднациональных регулирующих органов.

7) Развивать «внешний контур» интеграционных процессов путем выработки наиболее приемлемой модели взаимоотношений с третьими странами и торгово-экономическими группировками с участием ключевых партнеров государств ЕАЭС. Такое развитие невозможно без организации полноценного диалога ЕЭК с соответствующими наднациональными органами управления в Евразии.

К примеру, полноценный заинтересованный диалог с государствами-членами АСЕАН, а также государствами, находящимися в отношениях диалогового партнерства с этим объединением, позволяет конкретизировать многие вопросы сотрудничества, особенно, в части развития широкого транспортно-логистического каркаса евразийской интеграции «от океана до океана».     

 

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: