Предложения бизнес-сообщества по вопросам стимулирования реинтеграции на постсоветском пространстве и восстановления разрушенных социально-экономических, научно-технических, производственных, финансовых, гуманитарных связей на пространстве ЕАЭС

Институт, Исследования

Предложения бизнес-сообщества по стимулированию интеграции на постсоветском пространстве и ЕАЭС

Финансово-экономические аспекты обеспечения деятельность МП и СЗН:

  • Повышение информированности субъектов малого предпринимательства и само занятого населения относительно государственных возможностей финансовой поддержки малого бизнеса: льготные кредиты (включая льготные годовые проценты, субсидирование кредитной ставки), безвозмездные средства, программы субсидирования процентных ставок по кредитам и т.д.
  • Внедрение комплексной программы поддержки сектора малого предпринимательства и самозанятого населения по базовым направлениям налогообложения: льготные налоговые ставки, налоговые каникулы, освобождение от налогов в первые годы работы и возможность работать без налоговых проверок в первый год, снижение налога на заработную плату для УСН
  • Разработка системы адаптивных процентных ставок для кредитов, выдаваемых банками субъектам малого предпринимательства в коридоре 5-10%, применяя инструментарий субсидирования данных ставок за счет профильных государственных программ
  • Внедрение и развитие практики предоставления государственных гарантий по кредитам выдаваемым субъектам малого предпринимательства. Развитие государственно региональной сети агентств предоставляющих гарантийное обеспечение по кредитам для малого предпринимательства.
  • Формирование фондов государственной поддержки малого бизнеса ведущего экспортную деятельность, в рамках программ развития приграничных территорий и повышения уровня экспорта в рамках ЕАЭС
  • Разработка инструментария по привлечению заемных средств для малого бизнеса в национальных валютах стран участниц, в независимости от места нахождения субъекта малого бизнеса
  • Формирование соглашения в рамках ЕАЭС о свободном доступе к участию в гос.закупках
  • Внедрение практики декомпозиции крупных государственных тендеров, в формате разукрупнения комплексных контрактов на более мелкие лоты, доступные для выполнения малому бизнесу и проведения тендеров по таким лотам исключительно для сектора малого предпринимательства
  • Предоставление точечных дотаций для субъектов малого предпринимательства, ведущих инновационную деятельность, в контексте узконаправленной деятельности и индивидуальных потребностей
  • Обеспечение дотациями малым предприятиям, включенным в производственную цепочку крупных компаний с государственным участием.
  • Внедрение системы выделения грантов государственными институтами и компаниями с государственным участием, направленной непосредственно на субъекты малого предпринимательства и с учетом их мощностей, а так же возможностями в проведении НИОКР
  • Интеграция субъектов малого предпринимательства в процесс коммерциализации продуктов, полученных при реализации научно-исследовательских проектов финансируемых из бюджетных средств, в частности сельскохозяйственном секторе. Разработка системы предоставления беспрепятственного доступа субъектам малого бизнеса к результатам исследований и опытным образцам
  • Создание единого инвестиционного пула для малых предпринимателей на основе честно-государственного партнерства, в том числе с привлечением венчурного капитала
  • Создание общесоюзной биржи контрактов для субъектов малого предпринимательства с функциями агрегирования спроса и предложения на единой электронной платформе, доступной на дистанционной и на условно бесплатной основе. На первом этапе биржа должна агрегировать информацию о заказчиках и исполнителях в приграничных регионах, по аналогии с существующими отраслевыми тендерными площадками, но с расширенным функционалом, учитывающим специфику малого бизнеса
  • Обеспечение наращивания объемов финансирования проектов малого предпринимательства Фондом развития промышленности, особенно по линии импортозамещения
  • Формирование пула тендеров в рамках процесса гос. закупок, к участию в которых будут допущены только субъекты малого бизнеса со сроком работы до одного года
  • Разработка соглашения в рамках ЕАЭС о свободном доступе к финансовым и банковским услугам на одинаковых условиях на территории всех стран-участниц союза
  • Введение статуса «Предприятие – участник ЕАЭС» с обеспечением: налоговых льгот, финансирование через потенциально созданный Банк ЕАЭС и Фонд ЕАЭС
  • Принятие институциональных мер для введения единой валюты для интенсификации процесса
  • Внедрение практики ограничения объема выдаваемых кредитов в долларах США

Материально-техническое и операционное обеспечение:

  • Обеспечение доступности транспортно-логистических операций для субъектов малого бизнеса. Разработка свода требований к транспортным компаниям направленного на создание баланса между крупными компаниями и малым бизнесом в процессе использования транспортно-логистических коридоров и сопутствующих услуг
  • Унификация правил доступа к аренде земель сельхозназначения во всех странах-участниках ЕАЭС.
  • Разработка системы предоставления муниципальных площадей для коммерческого использования. Формирование регламентов и норм регулирующие формат субаренды площадей для представителей малого бизнеса в зависимости от направления деятельности (торговля, производство, инновационная деятельность и т.д.)

Система управления:

  • Создание единого правового поля: взаимное признание сертификатов и протоколов тестовых испытаний, гармонизация таможенного регулирования
  • Унификация системы налогообложения для стран ЕАЭС в целях избегания двойного налогообложения
  • Проведение политики сдержанного протекционизма (с учетом того, что экономические санкции России в отношении ЕС положительно сказались на фермерстве, частных хозяйствах и отечественных производителях продуктов питания)
  • Унификация нормативно правовой базы стран ЕАЭС в части интеллектуальной собственности
  • Интенсификация процесса создания особых экономических зон, технопарков, технологических кластеров, в том числе международных в статусе ЕАЭС. Разработать отдельную программу интеграции субъектов малого бизнеса в данные проекты.
  • Внедрение различных форм государственно-частного партнерства, в том числе в реализации социального сервиса, коммунального обслуживания
  • Разработка комплекса мер по упрощению регистрации юридических лиц: бесплатно, он-лайн
  • Создание центров обслуживания предпринимателей
  • Определение минимального порога регистрации по НДС (50 тыс. долл. в год)
  • Интенсификация процесса налаживания межведомственной координации в рамках развития интеграционных процессов ЕАЭС
  • Разработка единой концепции «Малый и средний бизнес на территории ЕАЭС»
  • Разработка и внедрение измеримых критериев для селекции наиболее полезных обществу проектов МП и СЗН, в соответствии со стратегическими целями союза
  • Создание совместной целевой программы развития высокотехнологичных производств с ориентиром на 6 технологический уклад
  • Создание агентства по трансферу технологий, с учетом интересов малого бизнеса
  • Внедрение практики оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативно-правовых актов в рамках ЕАЭС и доведения данной информации до представителей малого предпринимательства
  • Создание института уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей
  • Для осуществления деятельности в государствах-членах ЕАЭС в некоторых отраслях (например, фармацевтика) специалистам нужна дополнительная аккредитация. Необходима разработка четкой структуры получения дополнительных сертификатов, их количества
  • Создание новой научной парадигмы нормативно-правовой базы формирующей право ЕАЭС
  • Взаимное признание сертификатов и протоколов тестовых испытаний
  • Приравнять к особо тяжким преступлениям и ужесточить наказания для должностных лиц, участвующих в коррупционных схемах
  • Создание Российского фонда содействия освоению полезных ископаемых зарубежных стран
  • Возрождение системы социальных гарантий и социального обеспечения на основе распределения общественных фондов
  • Разработка и внедрение программы сотрудничества для молодых предпринимателей

Информационное обеспечение:

  • Формирование нормативно-правовой базы в контексте формирования общих принципов развития информационного пространства ЕАЭС
  • Формирование интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов стран ЕАЭС
  • Создание единой базы малых предприятий в ЕАЭС, с краткой информацией о роде деятельности, контактах, продукции и т.п.
  • Разработка регламентов и механизмов защиты интеллектуальной собственности резидентов союза за пределами ЕАЭС
  • Повышение уровня информатизации в межрегиональном сотрудничестве путем создания сети центров обучения и информатизации
  • Формирование общественных советов с делегатами от различных стран ЕАЭС, связанных одной тематикой
  • Организация совместных стендов на международных выставках
  • Создание единого телевизионного канала, посвящённого тематике ЕАЭС, в частности развитию интеграционных процессов
  • Интеграция Единого портала государственных услуг с аналогичными инструментами других стран ЕАЭС
  • Создание информационного портала ЕАЭС с интерактивной демонстрацией хода выполнения договоренностей правительств в рамках ЕАЭС
  • Формирование четких критериев определения малых инновационных предприятий для дальнейшей господдержки

Кадры для развития МП и СЗН:

  • Внедрение программы обучающих мероприятий для представителей малого предпринимательства ЕАЭС на базе муниципальных органов управления, по направлениям: основы предпринимательской деятельности, бизнес-планирование, маркетинг. Готовить кадры для работы в новых экономических условиях
  • Внедрение госпрограммы для субсидирования подготовки и переподготовки кадров, в том числе на местах.
  • Формирование программы государственного субсидирования частных центров поддержки и обучения субъектов малого предпринимательства
  • Обучение использованию образовательных возможностей ЕАЭС граждан и представителей малого предпринимательства
  • Реализация международного проекта «Лучший молодой ученый Евразии» с предоставлением победителям площадок для реализации их проектов
  • Выявление молодых лидеров ЕАЭС в сфере бизнеса, в том числе малого предпринимательства для формирования в последующем кадрового резерва, как для частных инициатив, так и для государственных структур, связанных с развитием малого предпринимательства
  • Информирование предпринимателей о возможностях ЕАЭС
  • Разработка программы по обмену опытом, включая стажировки и деловые визиты

 

Следить за новостями ИНЭС: