С. Луценко прокомментировал заявление А. Агеева о денежно-кредитной политике

Мнения

С. Луценко прокомментировал заявление А. Агеева о денежно-кредитной политике

Сергей Луценко: «Ключевая ставка рассматривается в контексте неоклассической теории инвестиций, поскольку от денежно-кредитной политики Банка России будет зависеть, инвестиционное поведение компании».

Как правило, в денежно-кредитной политике суверенного государства формулируется цель такой политики. Например, денежно-кредитная политика будет проводиться в целях эффективной реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития на основе согласования и взаимной увязки со всеми другими мерами государственного регулирования экономики. Стратегической целью денежно-кредитной политики является обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» (утв. Банком России) отсутствует понятие стратегической цели. Замыкается политика Банка России исключительно на поддержании устойчиво низкой инфляции.

При том, что ставки денежного рынка (в т.ч. ключевая ставка) воздействуют на другие процентные ставки в экономике и цены финансовых активов, а также на динамику валютного курса, что в свою очередь определяет решения хозяйствующих субъектов относительно потребления, сбережения и инвестиций (Информация Банка России «О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России» от 13.09.2013).

Ключевая ставка рассматривается в контексте неоклассической теории инвестиций, поскольку от денежно-кредитной политики Банка России будет зависеть, инвестиционное поведение компании – какую часть прибыли компания сохранит, а какую часть прибыли она инвестирует в будущем. Денежно-кредитная политика Банка России (в частности, увеличение процентной ставки) может служить сдерживающим фактором в экономике в отношении сокращения инвестиций. Поскольку, стоимость денежных ресурсов в стране (высокий уровень процентных ставок) существенно ограничивает инвестиционный спрос («Устойчивый рост и инвестиционное поведение» ж. «Общество и экономика» № 11-12, 2015).

В свое время, Д. Тобин отмечал, что задача государства (финансовая политика) должна быть направлена на рост капитала (интенсивности инвестиционного капитала). Причем, их действия, направленные на сбалансированный рост экономики, определяются соотношением денежных запасов и капитала. Другими словами, удержание инфляции на низком уровне в отрыве от стимулирования инвестиционного спроса ведет экономику в бездну.

Существо банковской деятельности, заключается, в том числе, в привлечении денежных средств физических и юридических лиц во вклады и в последующем размещении привлеченных средств от своего имени и за свой счет (п.п. 1 – 2 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395 «О банках и банковской деятельности»). Помимо привлечения средств физических и юридических лиц во вклады кредитные организации для выдачи кредитов привлекают средства от Банка России, а также на межбанковском рынке (включая международные финансовые рынки).

Изменения денежно-кредитной политики Банка России, направленные на таргетирование инфляции, привели к существенному удорожанию средств, привлекаемых кредитными организациями на российском рынке (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2015 по делу N А60-30595/2015).

Как было отмечено в заключение Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству «На проект Федерального закона № 744090-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», основные причины ухудшения социально-экономического развития – внутренние. Эти причины связаны с недостаточно эффективной денежно-кредитной политикой Банка России, бюджетно-налоговой политикой Минфина, с недостаточной активностью государства в инвестиционной сфере и стимулировании экономического роста, в регулировании валютного рынка, в проведении структурных реформ. Таргетирование инфляции и плавающий курс рубля, бездефицитный бюджет, сокращение расходов – инвестиций в реальный сектор привели к результатам, которые оказались обратными желаемым.

Для поддержания инвестиционного спроса в числе необходимых мер необходимо, в числе прочих: поддержка малого и среднего бизнеса, направленная на мобилизацию его собственных средств за счет проектного финансирования, льготного кредитования, субсидирования ставок, снижения налогов, сокращения проверок; снижение ставок по кредитам в отношении импортозамещающих производств (особенно, в агропромышленной сфере); снижение уровней монополизации и спекуляции на товарных и фондовых биржах (усиление работы Федеральной антимонопольной службы).

Предлагается создать систему контроля целевого использования выделенных по низкой ставке кредитных ресурсов, использовать технологию спецссудных счетов, в рамках которой банк обладает контролем над ссудным счетом предприятия и может заблокировать необоснованные операции с этими средствами.

Необходимо постепенно в 3-5 раз увеличить объем инвестиционного кредита, преобразовав «короткие» деньги в «длинные» деньги. Прежде всего – за счет выпуска казначейством долговременных ценных бумаг, которые покрывают дефицит бюджета. Такие бумаги должны в основном покупаться Банком России и государственными организациями, у которых в пассивах появляются «длинные» деньги, под которые и формируются инвестиционные кредиты.

Контроль за эффективностью государственной денежно-кредитной политики призвана осуществлять Счетная палата в пределах своей компетенции («Стратегия деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2013 – 2019 годы»). То есть, комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по оценке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и анализу их реализации.

В конечном итоге, направления стимулирования экономического роста изложены Президентом РФ В.В. Путиным в его выступлении в мае 2014 г. на Петербургском международном экономическом форуме. Это доступ предприятий к инвестициям по низкой процентной ставке для технологического обновления; освобождение от налогов при строительстве новых предприятий; создание механизма стимулирования для импортозамещения и неэнергетического экспорта; переход в инвестиционном кредитовании на принципы проектного финансирования.

С заявлением Агеева А. относительно денежно-кредитной политики можно ознакомиться здесь /2016/03/ageev-a-i-dal-kommentarij-po-povodu-problem-denezhno-kreditnoj-politiki/

 

Метки: , , , , ,

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: