Институт, Партнерские мероприятия, Мероприятия ИНЭС, Мероприятия

Международный конгресс, посвященный 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского «Научное наследие В.И. Вернадского – фундаментальная основа научной и образовательной революций XXI века, глобальной стратегии устойчивого развития», Санкт-Петербург, 25-27 сентября 2013 г.

В 2013 г. в соответствии с решением ЮНЕСКО и указом Президента РФ от 21.08.2012 г. отмечается 150-летие со дня рождения великого русского ученого, гения мировой науки Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945).

Этому посвящен Международный конгресс «Научное наследие Владимира Вернадского – фундаментальная основа научной и образовательной революций XXI века, стратегии глобального устойчивого развития», который состоится 25-27 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге – городе, где родился, учился и трудился В.И. Вернадский.

Организаторы Конгресса – Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, Международный институт развития и самоорганизации им. Саймона Кузнеца, Институт экономических стратегий, Северо-Западная академия управления (филиал РАНХиГС), Ноосферная общественная академия наук, туристическая компания «Мир».

Конгресс включает четыре научных мероприятия: Международную конференцию «Научная и образовательная революции XXI века: цивилизационно-ноосферный аспект» (25 сентября 2013 г., Санкт-Петербургский государственный политехнический университет); Международный научный симпозиум «Теории эволюции и циклов Владимира Вернадского, Николая Кондратьева, Саймона Кузнеца и Йозефа Шумпетера и стратегия глобального устойчивого развития» (26-27 сентября 2013 г., Санкт-Петербургский государственный экономический университет); Научно-практическую конференцию «Перспективы развития цивилизационного и научного туризма» (27 сентября 2013 г., Санкт-Петербургский государственный экономический университет); Международную конференцию  «Вернадскианская революция и научно-образовательное пространство России» (27 сентября 2013 г., Северо-Западная академия управления).

К Конгрессу издан специальный выпуск международного научно-образовательного журнала «Партнерство цивилизаций» №3/2013 (на русском и английском языках). В Конгрессе принимают участие ученые из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Германии, Франции, Польши, Румынии, США, Китая.

В результате дискуссий участники Конгресса сформулируют следующие выводы и рекомендации.

1. Научное наследие Владимира Вернадского – прорыв в мировой науке

1.1. Владимир Вернадский – гений мировой науки XX века, заложивший основы научной революции XXI века. Он:

– осуществил прорыв в области науки о Земле, создал ряд новых научных дисциплин на стыке отраслей знаний, положил начало атомной науки;

– основал учение о биосфере и ее переходе в ноосферу, превращении научной мысли в планетарную силу;

– создал теорию динамики научного знания, периодических взрывов научного творчества;

– внес крупный вклад в философию, историю цивилизаций и науки;

– основал Академию наук Украины, Таврический университет, ряд научных учреждений.

1.2. Однако многие научные труды В.И. Вернадского долгое время оставался не опубликованным, его вклад в науку до сих пор мало известен широкой общественности России и за рубежом, недостаточно широко включен в образовательный процесс.

1.3. Участники Конгресса:

– приветствуют инициативу Российской академии  наук и Национальной академии наук Украины по изданию собраний сочинений В.И. Вернадского и считают необходимым сделать научное наследие В.И. Вернадского более доступным, разместить его основные труды в Интернете; перевести их на английский и другие языки.

1.4. Учитывая, что до сих пор нет центрального музея В.И. Вернадского, а материалы о его жизни и творчестве размещены в различных музеях России, Украины, Казахстана и других стран, участники Конгресса поддержали предложение Международного института П.Сорокина – Н.Кодратьева и Санкт-Петербургского государственного университета о создании международного виртуально-реального научно-образовательного музея В.И.Вернадского и просят президентов России, Украины и Казахстана и генерального директора ЮНЕСКО поддержать эту инициативу как пилотный проект создания Всемирного музея истории науки.

1.5. Участники Конгресса приветствовали инициативу Открытого экономического университета при МГУ им. М. В.Ломоносова по проведению цикла лекций, посвященных научному наследию В.И.Вернадского и рекомендуют Минобрнауки России, ведущим университета России и других стран широко включать в учебные планы и учебники данные о научном наследии В.И, Вернадского.

2. Научная и образовательная революции XXI века: цивилизационно-ноосферный аспект

2.1. С конца XX в. наука находится в состоянии затяжного кризиса, обусловленного исчерпанием креативного и прогностического потенциала индустриальной научной парадигмы. Кризис находит выражение в сокращении темпов роста затрат на исследования, отрыве власти от науки, падении престижа науки в обществе. Между тем мир стоит на пороге научной революции XXI века, становления новой научной парадигмы, краеугольные камни которой заложены Владимиром Вернадским, Николаем Кондратьевым, Питиримом Сорокиным, Йозефом Шумпетером, Никитой Моисеевым и другими великими учеными прошлого века. Участники Конгресса убеждены, что преодоление цивилизационного кризиса и становление интегрального, гуманистически-ноосферного общества невозможно без возвышения науки, возрастания ее ведущей роли в обществе, опоры власти на передовую научную мысль. При этом на первое место выходят науки о жизни, человеке, экологии и общественные науки, цивилизационно-ноосферный подход.

2.2. Участники Конгресса с тревогой отмечают глубокий кризис науки в России, деградацию научного потенциала, постарение научных кадров, сокращение числа исследователей и доли науки в ВВП, ошибки в государственном руководстве развитием науки и рекомендуют Президенту и Правительству России совместно с ведущими учеными разработать проект долгосрочной стратегии возрождения российской науки и повышения ее эффективности и обсудить его на Всероссийском съезде ученых и в Интернете.

2.3. Участники Конгресса с удовлетворением отмечают, что ряд российских научных школ – русского циклизма, цивилизационная, ноосферная, устойчивого развития и другие – завоевали лидирующие позиции в мире, выступили с рядом инициатив в ООН, ЮНЕСКО, Альянсе цивилизаций ООН, «Группе 20», и рекомендуют руководителям этих научных школ при поддержке МИД РФ и в сотрудничестве с единомышленниками из других стран продолжить и активизировать эту работу, сделать полученные результаты достоянием более широкой общественности, прежде всего лидеров нового поколения.

2.4.  Разделяя мнение о том, что современная система образования чрезмерно прагматизирована, коммерциализирована, плохо готовит новое поколение к условиям жизни и труда в XXI веке, участники Конгресса поддерживают положения о развертывании новой революции в образовании, повышении еe фундаментальности, креативности и непрерывности и приветствуют усилия ряда университетов по реализации этих требований.

2.5. Участники Конгресса поддерживают позицию Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева относительно необходимости синтеза научной, образовательной и информационной революций, а также предпринятые в этом направлении шаги – открытие Интернет-портала «Новая парадигма» (на русском и английском языках), создание Открытого университета диалога цивилизаций, издание международного научно-образовательного журнала «Партнерство цивилизаций», и рекомендуют Минобрнауки России, Минсвязи России, информационным компаниям, научным фондам оказать поддержку этим проектам.

3. Теории эволюции и циклов Владимира Вернадского, Николая Кондратьева, Саймона Кузнеца, Йозефа Шумпетера и стратегия глобального устойчивого развития в XXI веке

3.1. Классиками российской и мировой научной мысли – Владимиром Вернадским, Александром Богдановым, Николаем Кондратьевым, Саймоном Кузнецом, Питиримом Сорокиным, Йозефом Шумпетером, Фернаном Броделем и многими другими  учеными были исследованы  циклично-генетические закономерности развития общества, доказана неизбежность нового исторического этапа в динамике цивилизаций и раскрыты основные особенности этого этапа. Эти положения развиты современными российскими научными школами, которые разработали и представили в ООН долгосрочный прогноз «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года, доклад «Основы долгосрочной стратегии глобального устойчивого развития на базе партнерства цивилизаций», доклад к Саммиту «Группы 20» «Научные основы стратегии преодоления цивилизационного кризиса и выхода на траекторию глобального устойчивого развития». Разработана интегральная теория циклов, кризисов, инноваций и технико-экономического развития.

Участники Конгресса поддерживают эти инициативы и рекомендуют Экономическому и социальному совету ООН, руководителям стран и международных организаций прислушаться к голосу и предложениям ученых.

3.2. Участники Конгресса разделяют положения, что первая четверть XXI века характеризуется  глобальным цивилизационным кризисом, обусловленным сменой цивилизационных циклов, что кризис может быть преодолен на основе волны эпохальных и базисных инноваций, освоения достижений научно-технологической революции XXI в. и шестого технологического уклада, что Россия имеет окно возможностей для реализации стратегии опережающего развития на основе освоения нового уклада. Они рекомендуют «Группе 20» и ЭКОСОС ООН приступить к разработке долгосрочной стратегии преодоления долгосрочного кризиса и становления и освоения нового технологического уклада.

3.3. Участники дискуссии поддержали рекомендации Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева относительно необходимости разработки долгосрочной стратегии и национальной программы повышения конкурентоспособности экономики на основе освоения шестого технологического уклада и государственной поддержки  разработки и освоения принципиально новой техники, основанной на отечественных изобретениях, и рекомендуют Правительству РФ и Минэкономразвития России поддержать и реализовать эти рекомендации.

 

4. Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России

4.1. Начиная с середины 1980-х гг. в России и в мире развернулась вернадскианская революция, охватившая научное мировоззрение, научную картину мира и парадигмальные основания науки, образование и культуру. Вернадскианская революция — это парадигмальная революция, меняющая ценностные и теоретические основания современной научной картины мира. Ее главным истоком является научное наследие Владимира Ивановича Вернадского, гения космопланетарного масштаба, ученого-энциклопедиста, мыслителя универсального типа. В первую очередь это учение о биосфере и ноосфере и его развитие отечественными учеными на протяжении второй половины ХХ в.

Вернадскианская революция — это своеобразный системный синтез трех революций, фокусом которых выступает становление ноосферы Будущего, ноосферного человека и ноосферного общества как формы выхода человечества из первой фазы глобальной экологической катастрофы — ноосферно-научной, ноосферно-образовательной и ноосферно-мировоззренческой революций, которые уже развернулись на рубеже ХХ и XXI вв. Развернулся процесс становления ноосферизма как новой, ноосферно ориентированной научно-мировоззренческой системы и программы ноосферно ориентированного синтеза единой науки в XXI в., которая позволила бы вооружить общественный интеллект — коллективный интеллект общества и человечества в целом необходимым синтезом научных знаний о человеке, обществе и природе — биосфере, планете Земля, Космосе. Знаний, которые позволили бы ему реализовать единственную парадигму устойчивого развития — ноосферную парадигму в форме управления социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

4.2. Конференция обращает внимание на происходящую вернадскианскую революцию в научно-образовательном пространстве России, развитие которой и поддержка которой становится общим делом и Российского государства, и российского общества.

4.3. Конференция поддерживает:

– становление Открытого университета ноосферного образования (президент — д.э.н., профессор В.А.Шамахов) как механизма развития ноосферного образования и просвещения населения в России;

– становление и стратегию развития ноосферного образования в Смольном институте РАО, в том числе становление ноосферной парадигмы женского образования на базе Смольного института РАО и Ноосферной общественной академии наук;

– дальнейшую разработку научно-методологических основ ноосферно ориентированного синтеза единой науки в XXI в., которая осуществляется членами Ноосферной общественной академии наук;

– дальнейшую разработку теоретической системы ноосферизма и концепции вернадскианской революции в науке и образовании XXI в.

 

4.4. Конференция рекомендует в ближайшие два-три года подготовить капитальные монографии и учебные пособия:

– по структуре и фундаментальным основам ноосферного образования;

– по ноосферной политэкономии (по теоретическим основам ноосферной экономики);

– по ноосферной социологии;

– по основам синтеза ноосферного естествознания;

– по ноосферно-парадигмальным основам философии XXI в.;

– по основам ноосферной парадигмы подготовки кадров для государственного управления в России;

– по основаниям ноосферно ориентированной теории качества жизни;

– по основаниям космо-ноосферной парадигмы учения об эволюции в XXI в.;

– по основаниям теории ноосферной социализации подрастающих поколений в России;

– по концепции ноосферной парадигмы социального образования.

 

5. Перспективы развития цивилизационного и научного туризма.

5.1.  Участники конференции с тревогой отмечают, что туричтиеская отрасль России в основном работает на выездной Турции, пренебрегая въездным и внутренним туризмом, что ведет к слабому использованию  богатейшего потенциала туризма и отрицательному балансу по международному туризму, достигшему в 2010 г. 16,6 млрд. долл.,  и  рекомендуют  Правительству РФ разработать совместно с учеными стратегию развития  туризма  в Россию на период до 2020 г., нацеленную на опережающее развитие въездного и внутреннего туризма, интеллектуальное обогащение его форм и методов, комплексное развитие инфраструктуры, подготовки кадров и усиления государственного руководства на основе созданного Министерства культуры РФ.

5.2. Придавая большое значение развитию специализированного научно-образовательного туризма и таких его новых форм, как цивилизационный и научный туризм, участники Международной научно-практической конференции поддержали разработанную Международным институтом П.Сорокина – Н.Кондратьева, Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом и туристической компанией «Мир» концепцию развития этих видов туризма и разработанные на ее основе туристские маршруты и рекомендовали Всемирной туристской организации, Агентству по туризму РФ, Российской академии туризма поддержать эти инициативы и способствовать  их практической реализации и распространению.

5.3. Участники Конгресса отмечают, что цивилизационный туризм синтезирует  культурно-исторический, этнографический, экологический, религиозный туризм, является массовой  формой диалога цивилизаций, способствует  сохранению разнообразия цивилизаций и культур. Они поддерживают инициативу Санкт-Петербургского государственного экономического университета и туристической компании «Мир» относительно создания кафедры цивилизационного туризма Открытого университета диалога цивилизаций и издания  учебника по цивилизационному туризму, а также предложение Арктического государственного института  искусства и культуры (г. Якутск).

5.4. Участники Конгресса полагают, что повышению фундаментальности образования будет способствовать научный туризм – организация туров по местам жизни и деятельности выдающихся ученых, летних и зимних научных школ для студентов, преподавателей и школьников, участие в юбилейных конференциях и т.п. Они приветствовали опыт туристической компании «Мир» по проведению научного тура «В.И. Вернадский в Санкт-Петербурге» и рекомендуют университетам включать научные туры в образовательные программы для студентов и преподавателей.

5.5. Придавая большое значение использованию информационных технологий в развитии туризма, участники Конгресса поддержали предложение Санкт-Петербургского государственного университета разработать и реализовать информационные продукты по цивилизациям и научным турам, включить в учебники программы реальных и виртуальных туров для студентов, школьников и преподавателей.

5.6. Участники Конгресса высоко оценили его научный уровень и содержательные дискуссии, выразили благодарность его организаторам и рекомендуют издать его материалы, широко осветить работу Конгресса и его рекомендации в научных журналах и средствах массовой информации.

5.7. Участники конференции поддержали предложения о проведении в Санкт-Петербурге в 2015г. цивилизационной и научной школы для лидеров нового поколения.

 

 

 

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: