Институт, Журнал «Экономические стратегии»

Глобальный этический форум: интегрированный отчет — платформа для управления компанией

Международную практику корпоративной социальной отчетности в интервью Александру Агееву осветила представитель Global Reporting Initiative (GRI), руководитель программы по деловой этике  GlobEthics.net Теодорина Лессидренска.

Каков статус GRI сегодня?

GRI существует уже 12 лет,  и  все эти годы шло накопление и  развитие индикаторов,  расширение глобального использования стандарта. Сейчас развивается интегрированная отчетность.

А когда началось развитие этой самой концепции интегрированного отчета?

Два года тому назад,  в 2010 году, когда  принц  Чарльз  встречался с Мэрвином Кингом, старейшиной в области  современного корпоративного управления и отчетности по устойчивому  развитию. Они сформировали Международ ный совет по  интегрированной отчетности, и сейчас  этот  совет представляет предварительный  проект (Exposure Draft) для публичных слушаний.

Эту инициативу поддержали ключевые стейкхолдеры, участвующие в развитии отчетности по  устойчивому развитию и финансовой отчетности?

Именно.  GRI  — основной участник развития интегрированной отчетности как концепции.

А  что изменилось в интегрированной отчетности по сравнению  с подходом GRI? Добавлены какие-то новые блоки?

Да, новый  элемент — это соединение в  одном пакете финансовой отчетности с отчетностью по устойчивому развитию. Другая  интересная новация  в интегрированм  отчете — это то, что в нем заключены все основные стратегические цели и проблемы  как с  точки зрения финансов,  так  и с точки зрения устойчивого развития, производительности компании и ее  эффективности. В дополнение к этому документу составляются полные отчеты — финансовый, отчет по GRI и т.д.

Образцы уже есть?

В Южной Африке второй год подряд все компании составляют интегрированный отчет.

Их  обязали на уровне государства?

Государственные органы дают рекомендации, но инициатива принадлежит компаниям и бирже. Есть рекомендации, в соответствии с которыми компании, представленные на бирже Йоханнесбурга, должны составлять интегрированные отчеты. Для этого они используют код King-III, раз-
работанный Мэрвином Кингом.

Я рекомендую руководителям российских компаний посетить веб-сайт биржи Йоханнесбурга, где есть информация о King-III и составлении интегрированных отчетов. На сайте выложены также многочисленные примеры отчетов. Думаю, их полезно будет почитать. Все не так сложно. Главное, чтобы в компании существовало интегрированное мышление, понимание этих проблем.

Акак обстоят дела в других странах?

Инициативу проявили транснациональные компании, такие, например, как Unilever, General Electric,  Philips,  Nestle, Nike и  другие. Исчерпывающая    информация о том, какие компании уже составляют интегрированные отчеты, есть на сайте IIRC (International Integrated Reporting Council).

Не  усложнит ли  работу компа‑ ний введение еще одного отчета? Ведь ни налоговая, ни финансовая отчетности не отменяются.

На первый взгляд такая проблема существует. Надо сначала написать отчет по  устойчивому развитию, финансовый отчет, а потом все это проанализировать и  сделать третий документ. Но в компаниях, последовавших таким путем, пришли к выводу, что это полезное упражнение, позволяющее выделить особо важные риски и важные потенциальные возможности в стратегии компаний.

Как  этот подход соотносится с разработками ISO?

Их  необходимо принять во  внимание. ISO 26000 — это прекрасный ресурс, позволяющий понять мировые реалии,  все проблемы и возможности, но его невозможно использовать как стандарт.

Вы рассматриваете его как  преемника   или   как   развитие  ISO 26000?

Компания   GRI    весьма   активно  участвовала в  разработке ISO 26000.  И вопрос отчетности там очень четко прописан.

Каким будет следующий шаг для ISO 26000? Или он вливается в интегрированную отчетность?

Он  остается как ресурс,  входной компонент, очень важная платформа. Интегрированная  отчетность станет следующим поколением отчетности для бизнеса.

Какой Вам  видится желательная эволюция интегрированной отчетности? Она, скажем, заменит или упростит все входящие потоки?

Интегрированный отчет фокусируется на самых важных моментах, анализе приоритетов, что действительно важно. Это не проблема накопления информации, но проблема  ее структурирования, осмысления с целью дальнейшего использования для принятия решений по самым важным вопросам.

Можно ли найти какую-то одну единицу измерения успеха? Или все-таки показатель успеха останется сложным, многокомпонентным?

Интегрированный отчет — это прежде всего стратегический анализ, то есть практически управленческая отчетность, платформа для управления компанией.

Как интегрированная отчетность соотносится с докладом Стиглица о том, что ВВП не является верным индикатором состояния  экономики? Вот и  китайцы предлагают  ввести индекс счастья.

Эта проблема, может, и не связана напрямую с отчетностью GRI, но находится в поле зрения руководителей компаний.  Поэтому она неизбежно будет обсуждаться на платформе интегрированной отчетности.

Полностью интервью опубликовано в журнале “Экономические стратегии” №5 за 2012 год.

 

 

 

 

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: