Журнал «Экономические стратегии», Институт, Школа бизнеса

Стартует совместный проект Школы бизнеса ИНЭС и журнала «Экономические стратегии» – «Бизнес-практикум»

В номере №1-2012 читайте: «Как избавиться от ошибок в бизнесе?»

Автор: Тихонов Дмитрий Николаевич, преподаватель программы МВА ИНЭС, консультант, к.э.н., топ-менеджер, член Национальной ассоциации независимых директоров.  

Практический опыт: занимал  руководящие позиции в компаниях ООО «Интеррос-Финком», Российский Союз Автостраховщиков, ОАО «РОСНО»; Координационный Совет Объединений Российских Работодателей; более трех лет занимал должность генерального директора управляющей компании инвестиционного холдинга; в 2004-2005 гг. – президент Объединения корпоративных юристов; участник рейтинга лучших корпоративных юристов (журнал «Карьера» № 8-9 2001 г.); награжден дипломом Всероссийского Союза Страховщиков; автор 6 книг и более 25 статей по налогам, праву, карьере; член Ассоциации независимых директоров.

Образовательные курсы: правовые аспекты бизнеса; альтернативные стратегии; корпоративный менеджмент; холдинги, налоги и налоговое планирование.

Консалтинговые проекты: построение холдингов; нестандартные сделки (схемы); продажи; инвестиционные проекты.

 Как избавиться от ошибок в бизнесе?

Об экономической ситуации. Прогнозы развития экономики России на 2011-2012 гг. выглядят неутешительно. И МВФ, и Минэкономики РФ склоняются к тому, что рост ВВП составит до 4% в год при инфляции 7-8% в год. Мнения уважаемых российских банкиров, высказанные в конце2010 г., также не радуют. 

При этом конкуренция в бизнесе усиливается. А утверждение о низкой эффективности труда работников в большинстве российских компаний (по сравнению с США и Европой) представляется справедливым. Консалтинговая компания McKinsey в2007 г. оценивала эффективность труда в РФ в 26% от американской. По оценкам той же McKinsey, рост эффективности труда в РФ составляет 1% в год.

Весьма вероятен рецидив кризиса, некий данный в ощущениях российским руководителям экономический период 2008-2011 гг. заканчивается и должен наступить новый. Перед многими российскими компаниями встает вопрос: что делать дальше? Ответ прост — повышать эффективность труда.

Какие факторы влияют на эффективность труда? Качество бизнес-процессов, персонал, национальная специфика. Не вдаваясь в детали, можно честно признать, что все упомянутое в России не очень способствует бизнесу. И внешние исполнители (контрагенты), и внутренние исполнители (сотрудники и подразделения) делают свою работу с излишним количеством ошибок. В РФ их больше, чем на Западе (субъективная оценка после работы в 5 холдингах, в том числе в должности гендиректора). Работа над исправлением ошибок и проблем занимает от 20 до 40% рабочего времени руководителей. Иногда больше. Дадим самые простые определения. Проблема — это непростое препятствие на пути к достижению бизнес-цели, затраты ресурсов на преодоление которого часто носят вероятностный характер. Решение проблемы обычно требует участия нескольких сотрудников и нескольких ресурсов, часто — планирования. Ошибка — любое нарушение бизнес-процесса, не дающее положительного эффекта. Несколько ошибок порождают проблемы, а несколько проблем — существенные затруднения.

Методик по работе с ошибками и проблемами в РФ нет. Во многих компаниях сейчас  накопилось слишком много ошибок (обычные + кризисные). Обострились проблемы, связанные с кредиторами и долгами, поскольку, наконец, после кризиса появились какие-то деньги.

Еще одной важной проблемой российского бизнеса является то, что подавляющее большинство менеджеров среднего звена — самоучки, они самостоятельно осваивали  базовые процессы управления подразделением. Эти менеджеры не знают, как эффективно поставить задачи и подвести итоги, как планировать работу подразделения, как провести занятие, как организовать продажи и как правильно написать деловое  письмо. А ведь для всего этого есть  эффективные методики и шаблоны, опробованные в российской практике. Нужно продвигать их в менеджерские массы. 

 Новый этап бизнеса начинается в опасное и нестабильное время, и от ошибок нужно избавляться!

Проблема. Как бы странно это не звучало, но в большинстве российских компаний анализом и исправлением ошибок управления заниматься некому. Персонал в настоящее время  не позволяет себе  критиковать первых лиц (часто собственников). Опасается. А консультанты напрямую всем полем ошибок не занимаются, чаще они работают с отдельными классами (направлениями) ошибок.

Примеров ошибок много. Одна из сегодняшних типовых ошибок во многих компаниях — использование устаревших нормативных документов, разработанных до кризиса 2008-2010 гг. (а фактически — элементов устаревшей системы управления). Существует целый класс стандартных ошибок российских компаний вследствие их функциональной структуры: провалы координации различных служб, нестыковки вопросов развития, неумение работать с системными проблемами. Опыт проектов 2010-2011 гг. показывает поток ошибок российских компаний: система управления сведена к финансовому планированию на месяц вперед (и все!), продавцы не умеют продавать и не применяют никаких инструментов анализа продаж, вообще нет системы адаптации новых сотрудников, телефонный справочник в компании составлен только в алфавитном порядке, система мотивации премирует за то, к чему руководитель не имеет никакого отношения и т.д.

Решения. Собственно решений всего два. Классическое и неформальное.

Подробнее о путях решения проблемы эффективности труда на Вашем предприятии Вы можете прочитать в разделе «Бизнес-практикум» — новой рубрике журнала «Экономические стратегии».

По вопросам организации данного консалтингового проекта или образовательного курса по теме на базе Вашего предприятия обращайтесь: 8 (495) 234-46-97, 8 (495) 783-74-06.

Следить за новостями ИНЭС: