Институт

Есть ли перспективы?

Публикация в AeroJetStyle, март 2011. Александр Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий, д.э.н., профессор, академик РАЕН: «В России есть свои причины и возможности быстрого развития Авиации».

Благодаря коллективному разуму количество землян достигло почти 7 млрд. Ни один вид млекопитающих не превысил 100 тыс. особей. Любопытно, что сейчас в мире около 100 тысяч самолётов авиации разных рангов, включая деловую авиацию. Это совпадение симптоматично и означает оно, что мы сегодня находимся в исключительно важной точке эволюции. Преодоление этого рубежа будет равносильно прорыву звукового барьера в истории авиации, человечество встанет на крыло в системно-индивидуальном плане.

В России есть свои причины и возможности быстрого развития этого сектора воздушного транспорта.

Это, прежде всего, рекордные просторы, низкая плотность и очаговость расселения и центров бизнеса, а также  слабая развитость и во многих случаях принципиальная нерентабельность (без государственных дотаций) для большой авиации многих географических точек. Число пассажирских аэропортов за 20 лет сократилось при этом в 4,5 раза. Ожидать, что удастся быстро восстановить плотную сетку авиасообщения, не приходится. Однако освоение труднодоступных месторождений, сопровождение ниток трубопроводов, развёртывание инфраструктурных объектов –всё это требует скоростного транспортного сервиса.

Скорейшее заселение Севера, Сибири и Дальнего Востока архиважно с многих точек зрения: освоения месторождений, сохранения территориальной целостности и обеспечения национальной безопасности России. Необходимо строительство новых городов с развитой инфраструктурой жизнеобеспечения, создание новых производств, организация транспортной инфраструктуры, предоставление льгот, включая транспортные, жителям городов, расположенных в тяжёлых климатических условиях. В пакете преимуществ новым первопроходцам должен быть и доступ к малой авиации.

Кроме того, развиваются процессы экономической интеграции России с постсоветскими государствами. Это  создаёт дополнительный важный стимул для развития транспортных потоков деловой направленности.

Есть и социально-экономическая предпосылка для развития деловой авиации. Она отражает одно из серьёзнейших противоречий нынешней социальной структуры –сильное расслоение общества. У нас, по сути, образовалось несколько Россий по благосостоянию с разными стилями делового и потребительского поведения, в том числе и предпочтениям по транспорту.  Спрос на пользование бизнес-джетами генерируется наиболее зажиточной частью населения. Лишь 2% всех семей в стране располагают половиной всех накоплений, богатые и очень богатые люди составляют 5% от общей численности населения (с доходом свыше 5 тыс. евро на душу в месяц), а  высокообеспеченные –10% (с доходами от 1 до 5 тыс. евро). Будучи крайне негативной в контексте социальной справедливости, эта ситуация имеет и поощрительный для развития определённых сегментов экономики эффект. На одном из первых бенефициаров этого факта стоит бизнес-авиация.

Выравнивание острых социальных противоречий увеличит слой наших соотечественников, пользующихся пока довольно экзотическим видом передвижения.

Отдельный вопрос –отечественное производство конкурентоспособных летательных аппаратов малого и бизнес-класса. Здесь необходима специальная государственная программа, а также целенаправленные усилия по  пропагандистской поддержке, образованию, обучению, правовым условиям доступа и использования деловой авиации.

Следить за новостями ИНЭС: